16+
Четверг, 2 июля 2020
  • BRENT $ 42.12 / ₽ 2973
  • RTS1248.28
27 марта 2020, 12:00 Компании

Зеркало экономики

Лента новостей

О чем свидетельствует статистика грузоперевозок по железной дороге? Что говорят эти данные о работе российской промышленности и сельского хозяйства?

Фото: BFM.ru

Сегодня подведем итоги января — февраля и попробуем сделать прогноз на первый квартал. Итак, основная цифра: погрузка на сети РЖД во втором месяце года снизилась чуть больше чем на полпроцента. Главную роль в этой динамике сыграл уголь, самый массовый груз железных дорог. За январь — февраль отправка угольной продукции снизилась на 8%. Основная причина — изменения конъюнктуры угольного рынка, а также аномально теплая зима, из-за которой снизились потребности в топливе. Ну и конечно, свою роль сыграла ситуация с китайским вирусом. Ситуацию комментирует президент Института развития транспортных систем Александр Синев.

Александр Синев президент Института развития транспортных систем «Есть на рынке некая турбулентность, действуют противоположно направленные факторы. Есть тенденции, которые наметились еще в конце 2019 года. Это неблагоприятная конъюнктура, прежде всего на рынке угля. В этом году еще добавилась аномально теплая погода, которая повлияла на снижение спроса на внутренние перевозки угля и нефти. Ситуация с курсом валют играет в плюс для роста экспортных перевозок. Но на это еще накладывается сложная эпидемиологическая ситуация. Этот фактор трудно прогнозируем: если на пассажирские перевозки он влияет сразу, то на грузовые перевозки он может иметь отложенное влияние».

Также нужно отметить, что, несмотря на общее падение угля, отправка этого груза в адрес наших портов на экспорт выросла на 2%. То же самое касается и нефтеналивных грузов. Их перевозки, как и твердого топлива, в целом за два месяца упали на 2%. Но, несмотря на общий спад, экспортные перевозки в порты прибавили больше 3%. Теперь о лидерах. Это железная руда, о которой говорит наш эксперт.

«Вытягивает нас в целом железная руда, погрузка которой выросла на 2% с начала года. Погружено ни больше ни меньше — 20 млн тонн на фоне стабилизации и улучшения конъюнктуры на рынке спроса на металлы в сфере машиностроения. Ситуация с курсом валют в наших прогнозах — благоприятный фактор роста экспорта сырьевых грузов».

О других положительных тенденциях. За январь — февраль двузначный рост показали контейнерные перевозки, а это самый современный и удобный способ доставки грузов. И еще один очень важный сегмент: строительные номенклатуры. Вспомним, в январе стройгрузы выросли на 1%. А за два месяца статистика показала отличную цифру — плюс 6%. Причем это ведь не экспортоориентированная отрасль. Рост погрузки говорит о выросшем внутреннем спросе. А стройка, как известно, один из главных драйверов развития экономики. Наш собеседник тоже обращает внимание на эти два тренда.

«Самым оптимистичным сегментом, который подает надежду на будущее, являются контейнерные перевозки. Рост за два месяца составил 15%. Адаптируется к новым условиям инвестиций строительный комплекс. Погружено 12 млн тонн, при этом речь идет о росте на внутреннем рынке. Он адаптировался к новым условиям инвестиций, которые были введены законодательно, и дает картину роста».

Среди строительных грузов хочется отдельно отметить цемент, он прибавил больше 3,5%. А это значит, что подготовка к строительному сезону идет полным ходом. Во многом со строительным сегментом железнодорожники связывают позитивные ожидания по погрузке в 2020 году. А теперь перейдем к прогнозам и учтем меры, которые РЖД принимают для роста погрузки.

«РЖД идет навстречу и внимательно следит за конъюнктурой рынков. Например, в конце февраля компания предоставила существенные скидки на перевозки угля в северо-западном направлении, что вкупе с курсовой разницей дает шанс нарастить объемы поставок своей продукции на экспорт. Мы ожидаем выравнивания ситуации с погрузкой и по первому кварталу 2020 года. Прогноз на то, что он будет не ниже результатов 2019 года за счет тарифной политики РЖД и за счет ситуации с курсом валют».

В марте стало известно, что железнодорожники и угольщики Кузбасса согласовали объемы вывоза твердого топлива как в восточном, так в южном и северо-западном направлениях. Что же, воспользуются ли грузоотправители шансом нарастить отгрузки — покажет время. А мы вернемся к статистике в апреле, когда будем подводить итоги первого квартала. Будем надеяться, что пандемия коронавируса вскоре уйдет в прошлое. Заглянем в «Зеркало экономики» через месяц.

Добавить BFM.ru в ваши источники новостей?

Рекомендуем:

Фотоистории
BFM.ru на вашем мобильном
Посмотреть инструкцию