16+
Воскресенье, 31 мая 2020
  • BRENT $ 35.31 / ₽ 2477
  • RTS1219.76
1 апреля 2020, 13:51 Финансы
Спецпроект: Бизнес говорит

«Чем ты меньше и мобильнее, тем тебе проще будет выжить»

Лента новостей

Как себя чувствует флористическая сфера в период самоизоляции? От массового ухода клиентов в онлайн выиграли не все. Спрос на дорогие букеты падает, а фуры с цветами никуда не едут

Фото: mateflowers/Instagram

Когда несколько лет назад цветочные магазины начинали развивать направление онлайн в дополнение к розничной продаже, их владельцы и подумать не могли, что в 2020 году оно может спасти их бизнес.

Магазин «Городской букет» уже восемь лет работает на Покровке. В течение дня каждые полчаса кто-то заходил туда за букетом. Цветочный бутик знали местные жители, привлекал он и гуляющих по центру горожан. При этом на интернет-магазин приходилось около 30% всех продаж. За последние две недели ситуация резко изменилась. С середины марта цветочный бутик посещают один-два человека в день, зато на онлайн-сегмент приходится до 90% продаж.

«На протяжении последних трех лет я активно занимаюсь развитием именно онлайн-направления, и сейчас оно нас круто поддержало, — говорит совладелец магазина «Городской букет» Ольга Опенок. — Если завтра нас закроют как розничный магазин, мы продолжим работать как закрытая мастерская по доставке букетов. Когда я открывала юридическое лицо, у меня в Общероссийском классификаторе видов экономической деятельности (ОКВЭД) была прописана не только розничная продажа, но и доставка букетов через интернет-магазин, таким образом, мы себя тоже хорошо подстраховали».

Шаг навстречу

Чтобы подогреть интерес покупателей к своей продукции, многие цветочники в период массовой самоизоляции предлагают бесплатную доставку. Такая акция, по словам владельцев магазинов, способна увеличить число заказов в два раза.

«У меня такое ощущение, что люди, может быть, всю жизнь ее и ждали. Я не рассчитывала на такой отклик. Мне казалось, ну мало ли кто еще сделает бесплатную доставку. Но это действительно сработало, и мы даже думаем, имеет ли смысл в будущем отключать эту услугу», — говорит Опенок. По ее словам, доставка раньше стоила 400 рублей — эти деньги отдавали курьеру. Сейчас курьер получает столько же, но эту сумму приходится платить из собственных средств.

У некоторых онлайн-магазинов спрос на доставку растет и без акций. «Наш магазин всегда занимался только доставкой, и в данной ситуации у нас наблюдается небольшой рост, процентов на 10-15. Как правило, если цветочный магазин пишет, что у него бесплатная доставка, он просто включает ее в стоимость букета», — заявил совладелец цветочной мастерской Mate Flowers Илья Гайдуков.

При этом цветочники отмечают, что в последнее время увеличилось число заказов «без повода». «Последние две недели процентов 30 заказов — это «я хочу поддержать человека на карантине», — говорит основатель магазина Jack Buket Люся Поволоцкая.

Многие цветочные магазины, как и бренды в других сферах продаж, объявили о скидках. «Мы придумываем акции, пытаемся креативить. Я сам занимаюсь рекламой в Instagram. Мы даем скидки как на букеты, так и на отдельные виды цветов. Мы делаем рассылки своим клиентам об этих акциях, пишем в WhatsApp», — рассказывает основатель цветочной студии My family values Наиль Мингалимов.

Некоторые бренды устраивают совместные акции. «Сейчас у нас происходит дружественная коллаборация с «Кооператив Черный» — это наши ближайшие соседи. Идея в том, что если мы доставляем букет в радиусе километра от нашего магазина, у клиента есть возможность заказать вместе с букетом стаканчик кофе либо пачку зерна», — рассказывает Опенок.

Из-за того, что бренды, которые работают на доставку, усилили свою активность в соцсетях, реклама в Instagram стала обходиться дороже. «Мы усилили рекламу примерно в два раза. Из-за того, что все компании начали переходить на рекламу в интернете, возрастает и цена клика, и цена привлечения клиента, — говорит Гайдуков. — В связи с этим увеличиваем бюджет и переделываем рекламные кампании».

При этом некоторые цветочные магазины не заметили вообще никаких изменений покупательской активности с началом пандемии. «В период после 8 марта каждый год происходит спад. Я сравнил с предыдущим годом, проанализировал — все как в прошлом году, даже сейчас продажи чуть больше. В офлайн-магазинах они сильно упали, потому что люди туда не ходят. И я думаю, может, в онлайн, наоборот, продажи повысятся», — считает Мингалимов.

«Всех денег не заработаешь»

Несмотря на то что онлайн-бизнесам удается оставаться на плаву и даже зарабатывать в непростых условиях, некоторые из них все равно принимают решение о своем закрытии.

«Это мое личное решение. Непонятная ситуация происходит сейчас, и можно долго геройствовать и отпираться. Я верю в свой иммунитет, но экспериментировать не хочу. Я уже больше двух недель работаю в гордом одиночестве, без администратора, помощников. Но всех денег не заработаешь, я лучше посижу дома. В целом онлайн-бизнес по доставке букетов чувствует себя нормально. У нас есть дружественные ребята, которые продолжают работать, и я уверена, что они сейчас соберут всех наших клиентов, которые обломались из-за того, что мы сидим дома», — говорит Поволоцкая.

Сложнее всего тем, кто не успел наладить онлайн-доставку или не относился к этой сфере всерьез, предпочитая продавать цветы по старинке.

«Мы находимся в крупнейших торговых центрах Москвы, и мы закрылись, конечно же, вместе с ними. Все 20 лет мы думали, что офлайн-магазинов нам хватит. Мы как раз активно создаем современный сайт взамен устаревшего, никому не нужного. На нем, наверное, заказывают только наши постоянные клиенты», — говорит исполнительный директор магазина Herbarium Светлана Миронова.

Предприниматели отмечают, что положительная динамика на рынке доставки цветов может продлиться недолго. «Чем ты меньше и мобильнее, тем тебе проще будет выжить. Мы часто общаемся с более крупными поставщиками, например, «Цветы от Мачелюка», с которыми сотрудничаем больше десяти лет. Они заточены на региональные поставки. Сейчас все закрыто. Цветы, которые шли фурами в регионы, никуда не едут. В этом смысле я себя чувствую веселой щепкой, которая барахтается на поверхности бурлящей воды. Вроде бы и не тону, и барахтаюсь. Я не какой-то тяжеловесный крейсер, который от неверного движения может пойти ко дну», — говорит Опенок.

Несмотря на спрос, цветочники ожидают сокращения выручки. «Думаю, постепенно начнется спад на дорогие букеты. Вряд ли люди перестанут поздравлять друг друга, но они просто будут поздравлять более бюджетными цветами. Соответственно, и выручка у нас будет сокращаться», — отмечает Гайдуков.

«Конечно, если ситуация затянется, то отрасль просядет. Хоть мы и не офлайн, но мы тоже платим аренду. Может, она меньше, чем у офлайн-магазинов в проходном месте, но тем не менее. Пока в Россию открыт ввоз цветов, в отличие от Европы и США. Для нас это, конечно, хорошо. Если это прикроют, тогда и продавать будет нечего», — говорит Мингалимов.

Добавить BFM.ru в ваши источники новостей?

Рекомендуем:

Фотоистории
BFM.ru на вашем мобильном
Посмотреть инструкцию