16+
Четверг, 28 марта 2024
  • BRENT $ 86.74 / ₽ 8003
  • RTS1128.26
21 апреля 2020, 12:28 Финансы
Актуальная тема: Пандемия коронавируса

Нефть как лекарство от коронавируса. Комментарий Семена Новопрудского

Лента новостей

Падение цены срочных фьючерсов на техасскую нефть WTI до отрицательных величин 20 апреля впервые в истории человечества произвело магический эффект и на время даже вытеснило из информационного пространства новости про коронавирус

Семен Новопрудский.
Семен Новопрудский. Фото: Татьяна Фролова

Именно обвал нефтяных цен из-за попыток отправить мировую экономику на карантин может стать самым эффективным лекарством от коронавируса. Государствам, особенно нефтедобывающим, придется научиться лучше сопоставлять масштаб угроз.

Котировки российской нефти Urals тоже ушли в отрицательную зону. А если учесть, что биржевые газовые цены привязаны к нефтяным, то под ударом находятся оба главных сырьевых источника пополнения бюджета страны. Российские нефтяники уже начали продавать бензин на оптовом рынке себе в убыток — цены стали ниже себестоимости с учетом налогов и акцизов.

Главная причина происходящего — резкое сжатие спроса по всему миру из-за тотальных экономических ограничений в рамках борьбы с коронавирусом. США, Европа и Россия могут только приблизительно подсчитывать свои экономические потери, поскольку пока не вышли из карантина. Для Китая уже есть более точные оценки: ВВП страны в первом квартале к аналогичному периоду 2019 года упал на 6,8%, чистая прибыль промышленных предприятий рухнула на 58,8%. Причем в Китае не было карантина в масштабах всей страны, а предприятия нефтехимии, металлургии, машиностроения, электроэнергетики вообще не прекращали работу.

Ситуация с нефтяными ценами — ответ на вопрос, почему Россия не раздает денег людям просто так на время самоизоляции. И гораздо более богатые страны не смогут себе позволить такие аттракционы карантинной щедрости даже на два-три месяца, не говоря уже о более долгих сроках.

Министр финансов России Антон Силуанов совершенно справедливо отметил, что правительство не будет сокращать объем расходов федерального бюджета в 2020 году. Более того, расходы придется увеличивать, а российский бюджет опять станет дефицитным.

В дефиците бюджета нет ничего страшного, если работает экономика. Коронавирусный шок, очевидно, уже вызвал в мире экономический кризис, которого еще не знала история человечества. Другое дело, что фундаментальных экономических причин для такого обвала нет — это причины медицинского и отчасти психологического свойства.

Для России сочетание пандемии с обвалом цен на ее главные экспортные товары и статьи валютных доходов бюджета — шанс наконец начать строить диверсифицированную экономику. Не ждать, что нефть отскочит и все само рассосется. Так или иначе человечество вынуждено будет уменьшать потребление нефти и газа. А у России даже до этого кризиса были ограничены технологические и ресурсные возможности наращивать нефтедобычу. Такая гигантская страна не может десятилетиями жить преимущественно на доходы от нефтяных месторождений Самотлора, добыча на которых началась аж в 1965 году.

Обвал цен на нефть и ВВП Китая — рекордсмена мира последних лет по темпам роста — более чем наглядно показывают невозможность под любыми предлогами надолго блокировать экономическую активность по всему миру. Как ни горько, экономика по самой своей природе не может подчиниться самым громким призывам государственных властей оставаться дома.

Рекомендуем:

Фотоистории

Рекомендуем:

Фотоистории
BFM.ru на вашем мобильном
Посмотреть инструкцию