16+
Пятница, 19 апреля 2024
  • BRENT $ 87.19 / ₽ 8204
  • RTS1164.25
27 апреля 2020, 22:41 Компании

«Компании ищут способы получения денег». Крупнейшие авиаперевозчики подняли цены на рейсы по России

Лента новостей

«Рост тарифов связан не с ростом спроса, а с той критической ситуацией, в которой оказались авиакомпании»,— говорит ведущий научный сотрудник Института экономики транспорта и транспортной политики НИУ ВШЭ Федор Борисов

Фото: ТАСС

Крупнейшие авиакомпании резко повысили цены на перелеты по России в апреле и мае на 50-110%. На это обратили внимание «Ведомости». Речь идет об «Аэрофлоте», S7 Airlines, «Уральских авиалиниях» и Utair.

Так, например, перелет из Москвы в Санкт-Петербург у «Аэрофлота» подорожал с 2400 почти до 5 тысяч рублей, в Волгоград — с 3400 почти до 7 тысяч рублей. Больше всего — в 2,5 раза — выросла у «Аэрофлота» стоимость перелета в Омск, а вот в Новосибирск перелет в апреле подорожал всего на 10%.

Билеты на лето и осень также выросли в цене почти вдвое, рассказала москвичка Александра.

«У меня были билеты авиакомпании Utair в Уфу, вылет 1 мая, обратно 5 мая. Покупала я эти билеты еще в феврале, поэтому стоили они недорого — 6800 рублей туда и обратно, билеты невозвратные были. Когда я поняла, что не смогу полететь в эти даты и вернуть билеты тоже не могу, я решила изменить даты. Я стала смотреть октябрь, подальше, чтобы точно закончились все эти ограничительные меры. К моему изумлению, мне авиакомпания предложила доплатить за эти билеты еще 12-13 тысяч рублей. Если учитывать, что доплата за то, что ты просто меняешь билеты, 6 тысяч рублей, плюс несколько сотен рублей различные сборы, то получается, что мои билеты подорожали все равно в два раза. При этом октябрь — это не высокий сезон, это не праздники. В итоге я отказалась от идеи менять даты, потому что доплачивать еще 12-13 тысяч рублей к билетам, которые стоят шесть... Мне авиакомпания предложила такой вариант, как сдать билеты, обменяв их на мили, но эти мили не по полной стоимости, а только 50%, и эти мили потом можно будет использовать, кажется, в течение года. Пришлось согласиться на этот вариант либо терять все, либо хоть что-то остается у меня».

Получить комментарии у самих авиаперевозчиков Business FM на момент публикации материала не удалось. При отмене рейсов авиакомпании должны вернуть полную стоимость билета или перенести дату вылета без штрафов.

В иных случаях увеличение тарифов и надбавка — оправданная мера. А повышение цен на билеты сегодня объясняется существенным падением спроса и недостатком средств у перевозчиков, поясняет авиаэксперт, главный редактор портала FrequentFlyers.ru Илья Шатилин.

— Почему подняли цены? Потому что авиакомпании стремятся максимально увеличить выручку. Сейчас, поскольку рейсов осталось очень мало, на тех немногочисленных рейсах, где есть пассажиры, на них пытаются заработать хоть что-то. Люди летают не просто так, не по какому-то большому своему желанию, это, видимо, люди, летящие в командировки или по каким-то важным делам, когда стоимость билета не имеет решающего значения. Тем, чьи рейсы отменены и кого перебронируют на другие даты, им ничего доплачивать не нужно, их просто так перебронируют. Тем, кто сдал билеты, получил деньги и теперь хочет купить новый билет… Соответственно, это рынок. Вынужденный перенос, это если рейс отменен. Если она переносит этот перелет на октябрь просто потому, что сейчас не хочет лететь, — это не вынужденный перенос, это называется добровольный перенос, и здесь вы доплачиваете до стоимости нового билета. Это не является уважительной причиной, потому что авиакомпания же не знает, может быть, вы прописаны в том регионе, где карантин, и вас там на карантин не посадят, а вы поедете домой, например.

— В основном стоимость билетов возвращается не в деньгах, а в милях у авиакомпаний.

— Не в милях, а в ваучерах, в милях это было бы совсем уже печально. По закону должны вернуть деньги деньгами. Но сейчас, буквально сегодня, была инициатива Минтранса, чтобы узаконить возврат денег именно с помощью вот этих самых ваучеров. Почему это делается? Потому что, если возвращать всем деньги, то текущих оборотных средств ни у одной авиакомпании на это не хватит, потому что отменяется 90% рейсов, и если каждому вернуть деньги, то примерно для 5-10% пассажиров хватит денег, остальные ничего не получат, потому что авиакомпания просто обанкротится.

Ранее Владимир Путин предложил направить более 23 млрд рублей на поддержку пострадавшей от коронавируса авиаотрасли. Но эти средства не спасут авиакомпании, считает ведущий научный сотрудник Института экономики транспорта и транспортной политики НИУ ВШЭ Федор Борисов.

Федор Борисов ведущий научный сотрудник Института экономики транспорта и транспортной политики НИУ ВШЭ «У нас рыночная экономика и, вообще говоря, свобода установления цен. Если нет доминирующего положения, если нет признаков сговора, то участники рынка вправе устанавливать ту цену, которую они считают разумной. У нас сейчас кризисная ситуация, в обычных условиях летом тоже тарифы растут, причем иногда растут существенно больше, чем на 50%. Нынешний рост тарифов связан не с ростом спроса, а просто с той критической ситуацией, в которой оказались авиакомпании. К сожалению, меры государственной поддержки, которые обещаны, в размере 23 млрд рублей недостаточны, потому что в принципе 23 млрд — это две трети лизинговых платежей за один месяц. В этой ситуации говорить о том, что авиакомпании смогут за счет этой поддержки, когда она будет получена, как-то выживать, слишком оптимистично, поэтому компании ищут те способы получения денег, которые у них сейчас есть. Один из них, к сожалению, это увеличение стоимости перевозки».

Пассажиропоток аэропортов России с эпидемией сократился практически на 90%. По оценкам Ассоциации эксплуатантов воздушного транспорта восстановление отрасли может занять весь следующий год.

Рекомендуем:

Фотоистории

Рекомендуем:

Фотоистории
BFM.ru на вашем мобильном
Посмотреть инструкцию