16+
Четверг, 16 июля 2020
  • BRENT $ 43.53 / ₽ 3112
  • RTS1219.93
28 мая 2020, 18:20 Компании

Сергей Ломакин: «Рынок созрел для жестких дискаунтеров и магазинов низких цен»

Лента новостей

По его мнению, это лучший формат в условиях ухудшающейся экономической ситуации

Сергей Ломакин.
Сергей Ломакин. Фото: «Fix Price»

Сооснователь сети магазинов фиксированных цен Fix Price Сергей Ломакин в интервью Business FM рассказал о том, как пандемия изменила потребительские привычки россиян, и о том, какой будет розничная торговля после коронавируса.

Как пандемия повлияла на состояние мирового ретейла?
Сергей Ломакин: Ретейл — одна из самых динамичных отраслей, которая быстро меняется в зависимости от ситуации. В данном случае это коронавирус. Нас ждут новые рекорды по закрытию торговых точек. В первую очередь это будет касаться непродуктовой розницы. Неэффективным точкам в фуд-сегменте это тоже грозит. При этом те компании, которые изменят структуру ассортимента, могут рассчитывать на рост. Игроки, которые хотят остаться на рынке, должны менять бизнес-процессы, менять отношения с поставщиками и быть ближе к покупателям по структуре ассортимента и сервису. Одним из трендов на ближайшее время станет диджитализация торговли. В феврале, когда кризиса еще не было, онлайн-продажи продуктов уже начали расти, люди уже готовились к этим изменениям. Ну а последние месяцы били рекорды по количеству заказов продуктов питания по интернету. Наш прогноз, что онлайн-торговля будет расти, но меньшими темпами, потому что народ уже засиделся и хочется хоть куда-то выйти. А у нас в России поход в магазин — это небольшое событие, особенно это касается больших торговых центров или ярких магазинов.
Изменил ли коронавирус поведение потребителей и вообще потребительские тренды?
Сергей Ломакин: Продажи начинают расти. В первое время после ввода ограничений во всех странах было замедление. Но в дальнейшем потихоньку начался отскок. Структура ассортимента, конечно, поменялась, но и потребители больше начали искать товары, которые необходимы при нахождении дома, самоизоляции, которые раньше были в ассортименте, но не являлись драйверами. Самое большое падение в покупках продуктов потребления на ходу, потому что трафик упал везде, люди меньше ходят, меньше ездят на работу, некоторая боязнь присутствует. Поэтому приход в магазины, в розничные точки, где продаются товары импульсного спроса, уменьшился очень сильно. Ну и падение пошло по товарам, касающимся здоровья: здесь пока все экономят, осматриваются и привыкают к новой системе координат. Зато хлеб теперь стали в онлайне покупать, чего раньше у нас не было.
Изменился ли средний чек? Видно ли стремление людей экономить?
Сергей Ломакин: Средний чек, наоборот, вырос, потому что люди боятся ходить в магазин. Теперь они меньше ходят, но берут больше за раз. Рост по продуктовой рознице порядка 25%. При этом сократился трафик в зависимости от форматов от 10% до 15%. То есть количество людей, приходящих в магазин, упало. Особенно это было заметно в первые две недели самоизоляции. Тогда говорили о том, что люди нарушали, но мы почувствовали, что они реально сидели дома.
Как раз после этого, видимо, и пошел рост онлайн-заказов. Как вы считаете, полный уход в онлайн и повальная диджитализация — это на время или навсегда?
Сергей Ломакин: Я думаю, что многие неудобные и крупногабаритные товары уже всегда будут заказывать онлайн. Ближайший год, пока по коронавирусу полный порядок не наведут, золотое время для онлайн-торговли, обороты будут расти. В динамике сейчас трудно сказать, но, как показывает практика других стран, кризис прошел, и люди вернулись в те места, куда они раньше часто ходили.
Тем не менее офлайн-торговля все-таки останется. И хочется понять, как на нее повлияла пандемия? Изменятся ли потребительские предпочтения?
Сергей Ломакин: Рынок созрел для жестких дискаунтеров и магазинов низких цен. Я думаю, что это лучший формат на сегодня, потому что экономическая ситуация ухудшится в ближайшее время. Мы откатились назад, и в эти магазины люди явно будут ходить, чтобы сэкономить деньги. Магазины низких цен получают очень серьезное конкурентное преимущество. Я думаю, что это два формата: интернет-торговля и магазины низких цен, дискаунтеры — все они получат рост продаж. Если по цифрам, то рост будет двузначный.
Посмотрим, сможет ли рынок быстро подстроиться под создание жестких дискаунтеров, которые были в самом начале российской торговли. Потом из-за роста доходов мы пытались сделать более дорогие форматы с более высоким сервисом. Но на данный момент мы пришли к состоянию всей Европы, которая очень любит жесткие дискаунтеры, где не платят за услугу, сервис и экономят на расходах.
Формат торговых точек традиционного ретейла останется прежним или все-таки изменится? Может быть, там меньше людей будет работать, появятся кассы самообслуживания, автоматизация, что-то еще?
Сергей Ломакин: Все сидят и думают, как снизить расходы. Форматы однозначно будут меняться, будет меньше операционных издержек. Думаю, мы можем ожидать прихода стандартных европейских дискаунтеров, которые позволят снизить цены, но при этом не потерять в качестве продуктов. Потеряется только качество услуги: человек сам будет руками делать то, что раньше делали сотрудники магазинов.
Не все были в таких магазинах: как это выглядит?
Сергей Ломакин: Это минимальное и самое простое оборудование. Это большое количество товаров в упаковках, прямо в коробках, то есть человек сам вынимает товар. Ассортимент не очень широкий, но глубокий. Есть все: ни одна категория товара не упущена, но не имеется выбора поставщика. Чистые, опрятные магазины, ярко освещенные, без изысков, связанных с дополнительным сервисом, без каких-то людей, которые режут колбасу. Все упаковано в вакуум и готово к продаже. Последняя тенденция — печки самообслуживания: нажимаешь кнопку, и вываливается булочка, хлеб, то есть человеческий ресурс не используется. Количество людей в данном формате в несколько раз ниже, чем в форматах, которые в России используются. Если в России в 700-метровом дискаунтере порядка 15 человек работают в штате, то в Европе работают шесть. Вот такая эффективность.
Каких изменений вы ожидаете на российском розничном рынке в связи с пандемией?
Сергей Ломакин: Я думаю, что будет период консолидации: большие игроки будут покупать маленьких, которые тяжело прошли период самоизоляции. Я думаю, что сделки будут, и я знаю, что они уже идут. Многие хотят избавиться от своих розничных точек и передать их в большие сети. Это первое. Второе — это поиск новых форматов, которые позволят меньше тратить, меньше нести расходов и продавать дешевле товары. Тот, кто будет дешевле товары продавать, будет лидером и сможет забрать тот кусок пирога, который стал меньше на ближайший год-два. Третье — это интернет: во время самоизоляции онлайн-покупки стали для многих привычкой, и они не откажутся от этого даже после пандемии.
Лично вы как смотрите в будущее? Есть признаки того, что все рано или поздно наладится?
Сергей Ломакин: Все наладится со временем. Надо чуть-чуть подождать, чтобы придумали вакцину, чтобы люди вышли на улицу и зажили так, как жили раньше.

Добавить BFM.ru в ваши источники новостей?

Рекомендуем:

Фотоистории
BFM.ru на вашем мобильном
Посмотреть инструкцию