16+
Суббота, 20 апреля 2024
  • BRENT $ 87.39 / ₽ 8166
  • RTS1173.68
1 июля 2020, 11:05 Политика

Вашингтон и Пекин ссорятся из-за Гонконга. Комментарий Георгия Бовта

Лента новостей

США прекращают экспорт произведенной на их территории военной продукции и некоторых технологий двойного назначения в Гонконг. Как это скажется на отношениях Соединенных Штатов и КНР?

Георгий Бовт.
Георгий Бовт. Фото: Михаил Фомичев/ТАСС

США вводят запрет на экспорт оружия и технологий военного назначения в Гонконг и фактически отменяют разницу между городом и материковым Китаем. Вашингтон считает, что Китай урезает автономию Гонконга.

В ответ КНР назвала санкции «бандитской логикой». Как заявил замглавы канцелярии по делам Гонконга в Госсовете республики, то, что делает Пекин, нужно для национальной безопасности в одной из административно-территориальных единиц Китая, и «какое вам до этого дело, это исключительно наши внутренние дела».

В абсолютных цифрах речь идет, если сравнивать с масштабами американской торговли, о небольших суммах. В прошлом году США экспортировали в Гонконг оборонной продукции всего-навсего на 1,4 млн долларов. В основном это легкое стрелковое вооружение для полиции и тюремной охраны.

Также нынешний запрет коснется некоторых видов видеокамер, видеокарт, микропроцессоров и программного обеспечения. Впрочем, можно предположить, что Гонконг выступал часто в роли своего рода «хаба» международной торговли, в том числе продукции двойного и военного назначения, и утечки технологий могли спокойно проникать в материковый Китай.

В то же время сам факт введения американских санкций против Гонконга может ухудшить общую торговую атмосферу в отношениях с этой китайской автономией. Ведь в городе расположены офисы 1300 американских компаний, а профицит США в торговле с Гонконгом за десять последних лет составил примерно 300 млрд долларов, и это больше, чем с любыми другими торговыми партнерами.

При этом обращает на себя внимание то, что китайский закон о безопасности применительно к Гонконгу принимался в обстановке полной секретности. Его полный текст нигде не публиковался. Означает ли это, что хитроумные китайские власти оставили для себя какое-то пространство для маневра для того, чтобы не испортить отношения с Америкой еще сильнее, пока судить трудно. Надо посмотреть, в каком виде закон будет введен в действие после публикации в гонконгской печати, а также на то, насколько рьяно он затем будет претворяться в жизнь на практике.

Пока китайский МИД делает грозные заявления в адрес США о недопустимости «вмешательства во внутренние дела Китая» и о том, что Пекином будут приняты «ответные меры для защиты национальных интересов». США тоже словно «дозируют» свои ограничительные меры, объявляя о них заранее и по частям.

Это больше похоже на жесткую переговорную тактику, чем на объявление полноценной торговой войны. Все же на кону возможный срыв январской американо-китайской торговой сделки, так называемой «первой фазы» соглашения, верность которой была не так давно еще раз взаимно подтверждена. В том числе в части готовности Китая закупать дополнительные объемы американской сельхозпродукции.

В случае срыва сделки проблемы для американской экономики, и без того пребывающей далеко не в лучшей форме из-за пандемии, могут усугубиться еще сильнее, поставив окончательный крест на переизбрании Трампа, для которого очень важна поддержка сельскохозяйственных штатов. К тому же фондовые рынки очень нервно реагируют в нынешней обстановке буквально на каждое американо-китайское обострение. А президент Трамп, в свою очередь, очень нервно реагирует на каждое падение рынков и начинает тут же давить на ФРС, чтобы она закачала еще больше ликвидности.

В ситуации с Гонконгом ни Пекин, ни Вашингтон не хотят терять лицо. Китай ведь тоже опасается более масштабных американских санкций. Теперь перед властями двух стран стоит непростая задача: как выбраться из этой ситуации, объявив себя победителем, но так, чтобы победа не оказалась пирровой.

Рекомендуем:

Фотоистории

Рекомендуем:

Фотоистории
BFM.ru на вашем мобильном
Посмотреть инструкцию