16+
Пятница, 19 апреля 2024
  • BRENT $ 87.14 / ₽ 8142
  • RTS1175.33
31 июля 2020, 18:46 Право

В деле сестер Хачатурян защита не нашла ссылок на тяжкий вред здоровью

Лента новостей

Защита попросила Мосгорсуд вернуть дело сестер Хачатурян на доследование. По словам адвокатов, обвинительное заключение грешит отсутствием ссылок на причинение девушкам тяжкого вреда здоровью их отцом, показания свидетелей искажены, имеются и другие нарушения

Крестина и Ангелина Хачатурян.
Крестина и Ангелина Хачатурян. Фото: Максим Шеметов/Reuters

В Мосгорсуде началось предварительное слушание по делу сестер Крестины и Ангелины Хачатурян, обвиняемых в жестоком убийстве своего отца. Последний, по утверждению девушек, на протяжении многих лет издевался над ними и совершал сексуальное насилие. Они подтвердили свое желание доверить судьбу присяжным. Вместе с тем адвокаты ходатайствовали о возврате дела прокурору, утверждая, что при составлении обвинительного заключения были допущены нарушения.

По мнению защиты, дело Крестины и Ангелины следует объединить с делом их младшей сестры Марии, которую признали невменяемой на момент совершения преступления. Ей хотят назначить принудительное лечение, несмотря на то что, по заключению медиков, сейчас она уже осознает фактический характер происходящего и может руководить своими действиями. Прокуратура просит назначить ей амбулаторное лечение у психиатра.

Предварительное слушание по делу Марии Хачатурян уже состоялось 28 июля в Бутырском суде Москвы. Ее дело выделено в отдельное производство. Тройка судей начнет рассматривать его 10 августа в закрытом режиме.

«Тяжелая артиллерия» прокуратуры

Что касается старших сестер, то в пятницу выяснилось, что поддерживать обвинение по их делу в Мосгорсуд делегировали самых опытных прокуроров — Марию Семененко и Гульчехру Ибрагимову, которых можно назвать «тяжелой артиллерией». На их счетах десятки резонансных дел, завершившихся обвинительными приговорами. Так, именно Семененко добилась вынесения обвинительного вердикта убийцам журналистки Анны Политковской, которых вначале оправдали. Также она участвовала в процессе над исполнителями убийства Бориса Немцова. Гульчехра Ибрагимова, в частности, была гособвинителем во втором деле экс-главы ЮКОСа Михаила Ходорковского, а также на процессе бывшей студентки МГУ Варвары Карауловой.

57-летний Михаил Хачатурян был убит 27 июля 2018 года, он был найден на лестничной площадке жилого дома на Алтуфьевском шоссе в Москве. На его теле нашли множество колото-резаных ран. Его дочери — 19-летняя Крестина, 18-летняя Ангелина и их младшая 17-летняя сестра Мария — сами вызвали полицию. Они сознались, что мужчину заколола младшая, ученица 11-го класса: она нанесла отцу не менее 35 ударов ножом. В это время ее старшие сестры били потерпевшего по голове молотком и брызгали ему в лицо из перцового баллончика.

На допросах девушки рассказали, что расправиться с отцом их побудили многолетние издевательства с его стороны: он не пускал их учиться, избивал, угрожал имеющимся у него оружием и фактически использовал как рабынь.​ Позже следствие подтвердило появившуюся в СМИ информацию о сексуальном насилии над девушками со стороны отца.

Всем троим предъявили обвинение в убийстве группой лиц по предварительному сговору (п. «ж» ч. 2 ст. 105 УК РФ), за которое им грозит от восьми до 20 лет заключения. 2 августа их заключили под стражу, однако уже в конце сентября изменили меру пресечения на запрет определенных действий, который напоминает более мягкую версию домашнего ареста.

Огрехи следствия

По мнению адвоката Крестины Хачатурян Алексея Липцера, следствие неправомерно выделило в отдельное производство дело младшей сестры, которая сейчас уже является совершеннолетней. «Экспертиза признала ее невменяемой только на момент совершения преступления. По последним экспертизам, она сейчас имеет возможность осознавать свои действия и отвечать за них. Кроме того, искусственное разделение дела приведет к повторным моральным травмам. Девушкам придется, по сути, дважды участвовать в одном и том же процессе и устанавливать одни и те же обстоятельства: давать свидетельские показания по делу Марии, а Марии — выступать как свидетелю на процессе по делу ее старших сестер», — заявил Business FM защитник.

По мнению защиты, слушать дело нельзя еще и потому, что в обвинительном заключении неясно указан мотив совершения преступления. «В одном месте следователь указывает, что это была внезапно возникшая острая неприязнь к потерпевшему, а в другом — поведение девушек было вызвано противоправными действиями их отца», — рассказал Алексей Липцер. Кроме того, адвокаты полагают, что следователь неполно раскрыл противоправность действий Михаила Хачатуряна. «В постановлении об отказе в возбуждении дела в отношении него он подробно их описал, — отметил защитник. — Сейчас же, в обвинительном заключении, он описывает их своими словами, но не приводит конкретные статьи Уголовного кодекса и не упоминает тяжкий вред здоровью, которые эти преступления причинили девушкам. Мы считаем это существенным упущением». Он подчеркнул, что тяжкий вред здоровью у всех трех девушек установила проведенная по делу экспертиза.

Кроме того, по словам адвоката, показания свидетелей в обвинительном заключении были искажены. Потерпевшие, которыми были признаны младшие сестры Михаила Хачатуряна и муж одной из них, Геннадий Мусаелян, также ходатайствовали о возврате дела прокурору. Однако причину они назвали другую. Они считают, что следствие не установило «корыстный мотив» девушек. Потерпевшие утверждают, что дочери убили отца, чтобы скрыть растрату 12 тысяч рублей с его карты. «Однако следствие установило, что они вернули отцу эти деньги еще до всех трагических событий», — приводит контраргумент Алексей Липцер.

Гособвинители высказались против удовлетворения ходатайства защиты и потерпевших. Подсудимые же подтвердили заявленное еще в ходе следствия ходатайство о суде присяжных. Выслушав доводы сторон, судья Андрей Гуров обещал озвучить свое постановление 3 августа.

«Это не был человек, это был зверь»

Если суд не вернет дело прокурору и решит, что дело можно слушать, то будет назначен отбор коллегии присяжных, которая состоит из восьми человек. Адвокаты намерены доказывать, что действия подсудимых были продиктованы необходимой обороной, а Крестина Хачатурян не участвовала в убийстве. «В тот день Михаил Хачатурян распылил в лицо каждой из дочерей перцовый газ за то, что они не разобрали его вещи после того, как он вернулся домой с лечения из клиники неврозов, — изложил версию девушек Алексей Липцер. — Крестине стало плохо, она убежала в комнату приходить в себя. А Ангелина и Мария решили покончить с насилием отца, которое с каждым днем лишь усиливалось. Он наказывал их до этого и по поводу, и без». Мать девушек Аурелия Дундук, которую ранее муж выгнал из дома, в интервью НТВ назвала погибшего «абсолютным злом». «Я не жалею о нем ни капли. Это не был человек, это был зверь», — заявила она.

По словам Алексея Липцера, защита будет просить оправдать подсудимых. В январе этого года замгенпрокурора Виктор Гринь фактически встал на их сторону. Он отказался утверждать обвинительное заключение по делу сестер и вернул его в Следственный комитет для переквалификации с убийства на необходимую оборону. Однако СК на это не пошел, в итоге прокуратура утвердила обвинение в первоначальной редакции.

Рекомендуем:

Фотоистории

Рекомендуем:

Фотоистории
BFM.ru на вашем мобильном
Посмотреть инструкцию