16+
Пятница, 29 марта 2024
  • BRENT $ 87.07 / ₽ 8033
  • RTS1131.94
9 августа 2020, 12:03 Политика

Как в Белоруссии проходят выборы президента?

Лента новостей

В центре Минска замечена военная спецтехника, в столице и других городах отключена сотовая связь и наблюдаются перебои с интернетом

Фото: Валерий Шарифулин/ТАСС

Обновлено в 19:57

В Белоруссии 9 августа проходят выборы президента. Участки открылись, а досрочное голосование, начавшееся 4 августа, закончилось 8-го. По подсчетам ЦИК, в нем приняли участие почти 42% избирателей — больше обычного. Глава ЦИК Лидия Ермошина сообщила, что явка на выборах на десять утра 9 августа составила 45,55%. К часу дня ЦИК сообщил о явке более чем в 50% и признал выборы состоявшимися. Существенных нарушений Центризбирком не зафиксировал. Все жалобы однотипные, многие из них уже были разобраны территориальными комиссиями, заявила глава ЦИК.

Лукашенко, проголосовав на участке, сделал ряд заявлений по широкому кругу вопросов. Например, что власть не предпринимала репрессий против своих конкурентов на выборах и не будет, что СМИ получат мгновенный ответ, если будут способствовать дестабилизации обстановки, и что он поднимет вопрос о перерегистрации всех иностранных СМИ, что он не слишком рассчитывает на международное признание президентских выборов и что Белоруссия будет закупать нефть и газ в разных странах. Также он призвал не пугать его санкциями, если выборы не будут признаны за рубежом, и пообещал, что страна не будет ввергнута в гражданскую войну после выборов.

Между тем среди журналистов уже есть задержанные, рассказал Business FM из Минска корреспондент Илья Добротвор.

— Журналисты, наблюдатели не имеют возможности попасть на территорию участка, их выгоняют, а в некоторых местах выгоняют даже с территории школы. Некоторых журналистов задерживают. Есть информация о задержаниях нескольких человек, которые вели стримы в онлайне даже не с избирательных участков, с прилегающей территории к избирательным участкам. Вот у меня был прямой эфир, я «Зубру» давал комментарий в онлайне, выбежала директор школы, пыталась выхватить телефон у меня, но потом увидела, что прямой эфир, и убежала. Начались массовые задержания наблюдателей, они продолжаются. Как минимум на данный момент более 100 наблюдателей задержаны. По разным причинам формальным, что они пишут жалобы. Когда они пытаются снимать, их тут же задерживают. Реальная явка, это типичная для Белоруссии явка — это в районе 10%. Все остальное — это люди, которых никто не видел, цифры, которые председатели комиссий дописывают в протоколы.

— ЦИК сообщает о том, что никаких нарушений пока нет, все проходит спокойно. А вообще, много желающих проголосовать, люди идут сейчас с утра активно?

— Проголосовавших небольшое количество, многие с белыми браслетами. Выходя, они подходят к наблюдателям, которые независимые и вынуждены сидеть на улице, и сообщают им, показывают либо браслеты, либо показывают знаки трех штабов, обозначают свой выбор и количество, чтобы наблюдатели могли зафиксировать. Это просили сделать три штаба, поэтому они делают.

— Говорят о том, что на улицах есть военная техника. Насколько она заметна и как власти объясняли появление БТРов?

— Ничего не объясняли. Центр Минска, фактически возле стелы, проспект Машерова — возле каждого столба находится военная техника, несколько тысяч военных, практически все ГАИ оцеплено. На въездах в Минск стоят фильтры. Сообщается о том, что людей без минской прописки не пускают в город.

— Хочется еще спросить про интернет и сотовую связь. Якобы уже есть сообщения, что не загружаются YouTube, Telegram, новостные ресурсы. Насколько ощутимы эти блокировки? Действительно ли нет интернета, телефонной связи? Мы вот с вами разговариваем, то есть пока еще не все заблокировано. Что об этом говорят?

— Не все заблокировано, но, допустим, онлайны, стримы мы уже вести не можем с белорусской территории. То есть, скорее всего, отключены VPN, и мы просто не можем осуществлять профессиональную деятельность и давать в редакцию картинки. Народ собирается вечером, собирается в районах, скорее всего, будут собираться возле территориальных участковых комиссий те люди, которые проголосовали за альтернативных кандидатов.

Телеканал «Дождь» сообщил, что в Минске задержаны два его корреспондента Владимир Роменский и Василий Полонский, а также оператор Николай Антипов. Мария Колесникова, представитель штаба незарегистрированного кандидата Виктора Бабарико, рассказала телеканалу, что сотрудников СМИ задержали после того, как они поговорили с ней на улице. Об этом Business FM рассказал главный редактор «Дождя» Тихон Дзядко.

— Пока только это могу подтвердить. Больше ничего пока не могу сказать, у нас нет связи с ними.

— А кто у вас там работал?

— Это Василий Полонский, Владимир Роменский, это корреспонденты, и оператор Николай Антипов.

— Ну и официально ничего не понятно, кто их задержал, естественно, тоже?

— Нет, ничего, никакой информации пока нет.

Позже стало известно, что журналисты «Дождя» работали на выборах президента Белоруссии без аккредитации. Мария Захарова, официальный представитель МИД России, в эфире «Дождя» заявила, что причиной для задержания журналистов стало отсутствие необходимой аккредитации. По ее словам, посольство России в Беларуси подключилось к разрешению ситуации.При этом телеканал подавал все необходимые документы на аккредитацию в МИД, сказал Business FM Тихон Дзядко.

«Да, действительно, телеканал «Дождь» направил документы на постоянную аккредитацию, еще это было в конце весны. Затем 15 июня мы подали документы на аккредитацию на выборы. После этого мы ждали ее подтверждения, и в ожидании ее подтверждения наши журналисты начали работу в Минске. Буквально каждый день звонили, и буквально каждый день нам советовали перезвонить на следующий день, на следующей неделе и так далее, и так далее. Но все необходимые для аккредитации документы были направлены, и в ЦИК их получили. Сложно что-то предполагать и гадать. Дело в том, что мы вообще пока не располагаем никакой информацией о том, где находятся наши журналисты, что с ними происходит и, главное, кто их задержал. Пока мы видели, что это какие-то люди в штатском, и это больше похоже на похищение».

Вскоре «Дождь» со ссылкой на адвоката Антона Гашинского сообщил об обысках в квартире, где проживали задержанные сотрудники телеканала.

О том, как обстоят дела не в столице, рассказывает журналист из Могилева Елена Борисова.

— Я думала, что все-таки будет больше напряжение в этот день, но с утра было спокойно. По крайней мере, на том участке, на котором я голосовала, достаточно спокойно отнеслись к тому, что я сфотографировала свой бюллетень, то, что у меня значок белый и, конечно, белый браслет тоже на руке есть. Абсолютно спокойно на это отреагировали. Может быть, один участок, может быть, потому, что меня там достаточно хорошо знают. Там, где голосовала я, это старый район города, это центр, очень много пожилых людей, и многие уехали на дачу, поэтому голосовали вчера. Но даже то, что, например, на подъезде, в котором я живу, единственный действительный бюллетень, который висит и не был сорван, — это Светланы Тихановской, я это отнесла к плюсику, к тому, что люди уже нормально ко всему относятся.

— А вообще, не заметили, многие фотографируют бюллетени, на платформу «Голос» загружают?

— Из моего окружения да. Вопросов не было к тому, что я сфотографировала, вот у меня коллега пришел на работу, он тоже сказал, что абсолютно спокойно сфотографировал свой бюллетень.

— А что у вас с интернетом? Получаем сообщения, что местами плохо работает, как будто отключили.

— Когда я получила сообщение, я проверила. По крайней мере, Tut.by у меня грузился на мобильный интернет, ну а на работе у нас вообще слабый интернет, поэтому здесь нет. Слабо грузится, слабо.

В центре Минска замечена военная спецтехника, в столице и других городах отключена сотовая связь и фиксируются перебои с интернетом. Даже на сайте World of Tanks есть сообщение о том, что многие белорусские игроки из-за этого не могут войти в игру. Проблемы действительно серьезные, рассказал Business FM корреспондент «Еврорадио» Михаил Ильин.

— С интернетом все очень печально, причем как с мобильным, так и с проводным очень сложно. В тот момент, когда начали работать избирательные участки, из разных уголков Белоруссии, особенно из Минска, приходят сообщения о перебоях работы интернета. Мы один из новостных порталов, который подвергся непосредственной атаке, вот сейчас сайт наш, к нему доступ весьма ограничен, и мы разными способами пытаемся его оживить. В основном мы сейчас работаем исключительно на соцсети наши. Проблемы практически со всеми мессенджерами, но все-таки приходится как-то искать способы, то есть это и VPN, и другие какие-то средства, которыми можно обойти все эти блокировки. Но это иногда помогает на час, иногда чуть больше. Сейчас я тоже по VPN подключен, еще могу читать Telegram, но не знаю, насколько долго мне хватит.

— Скажите, а вы были сегодня на избирательном участке, как все прошло?

— Я был на избирательном участке в деревне Волковичи, там сегодня с утра, в 09:30 голосовал один из кандидатов в президенты Андрей Дмитриев, я просто следил за процессом. Это была как бы деревня, там достаточно спокойно, и, кроме Андрея Дмитриева, никого не присутствовало из избирателей.

Накануне хакеры провели масштабную DDoS-атаку на инфраструктуру сети BY-NET, сообщил Национальный центр реагирования на компьютерные инциденты. Атакам подвергалось оборудование, на котором размещены в том числе сайты КГБ и МВД республики. Отмечается, что защите удалось справиться с атаками, но начались проблемы с оборудованием.

Между тем неназванный сотрудник белорусской сотовой компании рассказал «Московскому комсомольцу», что им поступило распоряжение о блокировке связи. «Причем вырубят связь не только в центре города, но и на окраинах. Полная блокировка», — пояснил он.

Технически ничего сложного в этом нет, но власти прибегают к таким мерам в крайнем случае, говорит издатель TechFusion.ru Олег Капранов.

— В отключении интернета нет ничего технически сложного, просто государственными контролирующими органами дается распоряжение для провайдеров интернета, фиксированной связи и сотовой связи прекратить доступ, и все, на этом все заканчивается. По сути, это тот самый пресловутый тумблер, который надо просто выключить.

— То есть там не требуется никаких специфических технологий?

— Специфические технологии нужны, когда нужно фильтровать трафик, когда нужно, например, исключить какие-то ресурсы, доступ к каким-то площадкам, фиксировать какие-то ключевые слова в переписке. Тут нужны сложные технические решения, а чтобы, грубо говоря, перерубить кабель — это самое простое, примитивное, что можно сделать. С точки зрения технической никаких затруднений с этим быть не может, то есть даже вопрос так не стоит, что они возьмут и смогут по каким-то техническим причинам отключить интернет и сотовую связь. Тут вопрос политических издержек, потому что это все-таки очень громкий шаг, наверное, самый громкий, самый резкий, который только можно себе представить, потому что мы можем перечислить по пальцам одной руки страны, где в принципе в практике последних пяти-семи лет такие меры принимались, и это всегда были страны, находящиеся, что называется, на грани failed stat (несостоявшееся государство, провалившееся государство — термин, применяемый для обозначения государства, которое не может поддерживать свое существование как жизнеспособная политическая и экономическая единица. — Прим. ред.).

Один из операторов, «Белтелеком», так объяснил перебои с доступом к некоторым ресурсам — «из-за зарубежного трафика в большом количестве». В компании говорят, что пока не могут определить, генерируют его люди или машины. В то же время в Минсвязи Белоруссии на просьбу РИА Новости прояснить вопрос о перебоях в работе интернета в республике сказали, что «сегодня выходной, поэтому каких-то официальных данных нет».

Белорусские граждане выстроились в очереди у своих консульств за границей. С утра в Москве, Петербурге возле белорусских консульств появились очереди из желающих проголосовать белорусов. Посол Белоруссии в России Владимир Семашко считает, что на участке в Москве ожидается до 2,5 тысячи избирателей. В числе первых, кто побывал в консульстве на Маросейке, гражданка Белоруссии Татьяна.

— Нам вчера друзья сказали, что видели возле посольства очередь. Чтобы сегодня не потратить день на стояние в очереди, я пошла за час до открытия участка, там уже стояли пять человек, и к открытию, наверное, было уже человек тридцать в очереди. Сама процедура прошла быстро, минут пятнадцать, и, когда я выходила, людей еще больше прибавилось.

— А там как, просто все приходят?

— Записи не требовалось, просто показываешь паспорт, контроль сумок, и затем выдают бюллетень. Кабинки для голосования со шторками, и там голосуешь, кидаешь в урну и уходишь.

— В Белоруссии предлагают загружать на платформу «Голос» свои бюллетени. Вы что-то такое делали?

— Да, делали. Плюс на выходе стояли девушки, это экзит-пол, где надо было указать на планшете, за кого голосовал ты. Плюс раздавали бумажки с кодом для загрузки в систему «Голос», если у тебя не получилось сфотографировать бюллетень.

Студент Алексей проголосовал в консульстве на Маросейке.

«Народа очень много, я жду уже около часа. Все в хорошем настроении, и очередь увеличивается в геометрической прогрессии, это точно. Мне пришлось снимать видео около шести минут, все это время шел до конца очереди. Насчет друзей и знакомых в Белоруссии, они все воодушевлены этим событием, все пошли на участки для голосования сегодня. Все верят в самое лучшее, и не просто так такое большое количество людей пришло на избирательные участки. Ездят автомобили с песней «Перемен!» Цоя, было несколько раз, полиция не докапывается, спокойно проходят мимо и считают, я думаю, для какой-то внутренней статистики. Ходят независимые наблюдатели со счетчиками».

Очередь на выборы возле белорусского посольства в Москве растянулась почти на два километра. Там побывала обозреватель Business FM Александра Сидорова.

— Очередь заканчивается в Кривоколенном переулке, начинается около здания посольства. И она действительно огромная, но при этом очень мирная, люди просто стоят, некоторые даже стоят в масках.

— Социальную дистанцию соблюдают?

— Конечно, не все, потому что все, так или иначе, общаются, но все это в масках, в перчатках никого не видела. Стоят люди разных возрастов: и те, кому 30-40, и те, кому в районе 20-25 лет. Пожилых людей не очень много, кто-то пришел семьями с детьми. Сама я узнала, что в этой очереди есть в том числе и мои знакомые ребята, которые учатся, в частности, в Высшей школе экономики. Очередь заканчивается около центрального корпуса Вышки. Ее поддерживают все те, кто проходит и проезжают. Например, один таксист включил на полную громкость песню «Перемен!», и все ему аплодировали и поддерживали его. Девушка, играющая на скрипке, стояла больше шести часов. Мы с ней встретились около входа в посольство, она сказала, что приехала из Сочи, где живет уже несколько лет с мужем, и очень поддерживает своих родственников, которые сегодня тоже голосуют в Минске. Не со всеми может связаться, потому что связь сегодня, как известно, с Белоруссией барахлит. И она, как и большинство собравшихся здесь, — я не встретила в этой очереди из тех людей, с кем я пообщалась, ни одного человека, который бы поддерживал действующего на данный момент президента Белоруссии. Некоторые люди стоят по четыре-пять часов, и они не рассчитывают сегодня успеть к входу в посольство. Хотя, по моей информации, сейчас там установили дополнительные кабинки для голосования, но очередь настолько огромная, что действительно пройти будет очень сложно. Периодически в очереди люди аплодируют. Один молодой человек подсчитал свою скорость — 160 метров за 40 минут он прошел в этой очереди. Есть полиция, но полиция очень доброжелательна, даже со мной пообщались полицейские, правда, не под запись, сказали, что они с утра тоже работают, следят, но никаких инцидентов они не видели.

Белорусский президент рассказал, что ночью в страну не пустили почти две сотни иностранцев.

«Только за ночь и утро 170 человек, которые или фальшивые визы показывали свои, или же вообще не могли объяснить, чего они едут. Поэтому на границе контроль очень серьезный. Мы также усилили в силу последних событий не контроль, но очень серьезно увеличили наблюдение за белорусско-российским участком границы. Кстати, и там были люди, которых мы выдворили из страны. Это были россияне, украинцы из этих 170 человек. Больше всего с территории Украины, с территории Польши».

Лукашенко также рассказал, что получил письмо от президента России Владимира Путина с изложением всех фактов о задержанных россиянах. Сейчас СК Белоруссии их изучает. Белорусский президент также заявил, что «никакие Вагнеры» не повлияют на отношения между странами.

Рекомендуем:

Фотоистории

Рекомендуем:

Фотоистории
BFM.ru на вашем мобильном
Посмотреть инструкцию