16+
Пятница, 19 апреля 2024
  • BRENT $ 86.22 / ₽ 8112
  • RTS1168.76
12 августа 2020, 14:27 Финансы

Итоги самоизоляции. Более трети российских компаний в период с марта по май остались в убытке

Лента новостей

Эксперты FinExpertiza назвали падение прибыли худшим для весенних месяцев за всю историю наблюдений, то есть минимум за 16 лет

Фото: Сергей Фадеичев/ТАСС

Обновлено в 16:11

Более трети компаний России по итогам марта-мая остались в убытке, потеряв более 1,5 трлн рублей, сообщает РБК со ссылкой на отчет аналитической службы международной аудиторско-консалтинговой сети FinExpertiza. Совокупная прибыль — без учета малого бизнеса — сократилась в годовом исчислении на 67%.

Такое падение прибыли названо худшим для весенних месяцев за всю историю наблюдений, то есть минимум за 16 лет. До сих пор худшим считался показатель 2017 года, когда прибыль российских компаний упала на 28%.

По данным FinExpertiza, нарастить прибыль — почти на 8,5% — смогли лишь предприятия сферы сельского и лесного хозяйства и рыбоводства. У остальных прибыль либо упала, либо сменилась убытком. Самые сильные убытки — более 230 млрд рублей — понесли компании, занятые оптовой торговлей природным газом.

В тройку самых пострадавших регионов входит Москва, где бизнес получил убыток в 85 млрд рублей, Ямало-Ненецкий автономный округ (потерял более 50 млрд) и Республика Коми (19 млрд рублей). Наибольшую динамику роста убытков показала Ингушетия. Хотя местный бизнес потерял «всего» 1,5 млрд рублей, но по сравнению с прошлой весной убыток вырос на 3260%. Также в тройку антилидеров по этому показателю вошли Чечня (минус 984%) и Ненецкий автономный округ (минус 324%).

Падение экономики было, конечно, ожидаемым, но то, что оно будет таким глубоким, когда выключались целые отрасли, оказалось сюрпризом, говорит член совета директоров международной аудиторско-консалтинговой сети FinExpertiza Агван Микаелян.

Агван Микаелян член совета директоров международной аудиторско-консалтинговой сети FinExpertiza «Даже в тяжелые 1990-е годы падение было частичным, оно никогда не включало в себя сразу такой большой набор отраслей. Величина 67% — это, конечно, очень серьезно. Если говорить по относительной величине, конечно, сильнее всего пострадали гостиничный бизнес, общепит, платная медицина. А если говорить про абсолютную величину, то, конечно, самой пострадавшей отраслью является оптовая продажа газа, потому что падение было и внутренним, и одновременно и внешним, потому что у нас остановилась практически вся Европа, все наши основные потребители пострадали. Продажа тепла или энергии внутри страны и частично розничная торговля непродовольственными товарами. Если говорить опять же про относительную величину, сильнее всего просели наиболее слабые дотационные экономики. Это Северный Кавказ, Ингушетия и так далее. Но в числе тех регионов, которые перешли в зону отрицательной прибыли, оказалась Москва. Это в определенном смысле говорит о том, что те самые сильно пострадавшие отрасли наиболее развиты именно в Москве и крупных мегаполисах. С точки зрения тех регионов, которые выиграли, на первом месте Алтай. В списке есть Кировская область — тоже достаточно не тронутая цивилизацией. Получилось так, что выиграли от этой остановки те регионы, куда люди побежали прятаться от вируса. А те, где наиболее развита инфраструктура, общепит, гостиничный бизнес и прочее, пострадали сильнее всего».

По данным FinExpertiza, в 27 из 85 регионов России бизнес весной 2020 года смог увеличить прибыль. Алтай показал наибольший рост — сразу на 574%. На втором месте Белгородская область (237%), на третьем — Мордовия (108%), далее идут Мурманская область, Бурятия, Смоленская и Кировская области.

То, что Алтай вдруг вырвался в регионы с наибольшим ростом прибыли бизнеса за март-май 2020 года, — это просто игра цифр, поскольку бизнеса там нет никакого, и из образовавшегося из-за пандемии провала страна будет выбираться еще долго, комментирует гендиректор юридической компании «Юрвиста», совладелец сети кофеен Take & Wake, эксперт по правовым вопросам объединения «Опора России» Алексей Петропольский.

— Если в цифрах смотреть, то получится, на Алтае бизнеса в принципе вообще никакого нет, а есть пара предприятий, и вот в эту пару предприятий внезапно приехали люди отдыхать. Я был сам в Горно-Алтайске в феврале, это депрессивнейший регион, где люди живут натуральным хозяйством, как в первобытные времена. О каком бизнесе здесь можно говорить? Поэтому ситуация сложная, из нее мы вылезать будем очень долго. А самое страшное нас ждет после октября, когда кончатся отсрочки на аренду, каникулы на оплату налогов, когда кончатся моратории на всяческие проверки. Вот тогда нас захлестнет волна банкротств похлеще, чем была в период пандемии.

— Сейчас есть ощущение, что как-то все оживает?

— У нас есть юруслуги, общепит и есть гостиница. В общепите мы где-то 70% от прошлого года имеем выручку, с гостиницы — 50%, юруслуги — наверное, 130%. То есть народ судится друг с другом, потому что проблем у предпринимателей стало только больше. И в «Опоре России» просто шквал постоянных запросов на произвол со стороны государства. Что там говорить, некоторые регионы до сих пор не открылись с карантина: Новосибирск, Екатеринбург — там бизнес не работает. Представьте, что у нас началось в марте, у них это до сих пор не кончилось».

По данным Росстата, во втором квартале ВВП упал в годовом выражении на 8,5%. Это сильнейшее падение российской экономики за 11 лет. Общий объем господдержки российской экономики составил около 3 трлн рублей.

Рекомендуем:

Фотоистории

Рекомендуем:

Фотоистории
BFM.ru на вашем мобильном
Посмотреть инструкцию