16+
Четверг, 25 апреля 2024
  • BRENT $ 88.15 / ₽ 8155
  • RTS1171.06
30 августа 2020, 21:54 Политика

Обещания Путина о помощи Лукашенко и дежурные предостережения Запада. Комментарий Георгия Бовта

Лента новостей

«Поддержка Лукашенко со стороны Москвы становится совершенно однозначной», — отмечает политолог

Георгий Бовт.
Георгий Бовт. Фото: Михаил Фомичев/ТАСС

В субботу в Минске состоялась очередная акция протеста под названием «Марш мира и независимости», в ходе которой были задержаны десятки людей.

Утром в воскресенье по инициативе российской стороны состоялся уже пятый после выборов в Белоруссии разговор двух президентов. Владимир Путин тепло поздравил Александра Лукашенко с днем рождения. Была также достигнута договоренность о том, что белорусский лидер в ближайшие две недели посетит Москву.

В краткосрочном плане президент Лукашенко, похоже, берет под контроль ситуацию. Протестанты регулярно выходят на улицы. Однако, во-первых, у оппозиции по-прежнему не просматривается наступательной тактики в действиях. А повторяемость при отсутствии каких-либо успехов и уступок со стороны властей ведет к затуханию протеста. Таким успехом, например, могло бы быть освобождение задержанных оппозиционеров, что теоретически по силам толпе в несколько десятков тысяч человек. Однако манифестанты уповают исключительно на мирные формы, каковые, конечно, прописаны в книжках про «цветные революции», но они совершенно бессильны против режимов, подобных лукашенковскому. Которому все эти мирные хождения по улицам, грубо говоря, «фиолетовы».

Во-вторых, массовость акций не растет, хотя на них по-прежнему выходят десятки тысяч людей. В-третьих, в действиях оппозиции явно сказывается отсутствие лидерства. И когда та же Тихановская заявляет из Литвы, что готова к переговорам с властями о мирной передаче власти при условии освобождения оппозиционеров, то надо учитывать, что никакого диалога с ней никто вести не собирается. Вместо этого членов Координационного совета оппозиции по одному таскают к следователям.

На этом фоне поддержка Лукашенко со стороны Москвы становится совершенно однозначной. На высшем политическом уровне прозвучало признание легитимности выборов. Лукашенко получил реструктуризацию кредитов на 1 млрд долларов из более чем 7 млрд, что Белоруссия должна России. Готовится визит белорусского лидера в Москву. Координационному совету оппозиции со стороны России отказано в легитимности, так что и контактов не будет. Со стороны Запада звучат дежурные, но далеко не самые резкие предостережения в адрес Москвы с тем, чтобы она не задействовала тот самый «полицейский резерв» для помощи Лукашенко, о котором на днях рассказал Путин. В то же время создается ощущение, что на фоне пандемии, нескончаемого кризиса на Украине и собственных экономических проблем Европа будет не сильно против, если с помощью Москвы белорусский кризис будет хотя бы временно купирован при сохранении Лукашенко, но без лишнего кровопролития. А там видно будет.

Так что если Путин вполне откровенно дает понять, что он готов в том числе «воевать» за Белоруссию, то Запад к этому готов еще в меньшей степени, чем за Украину. Если же рассуждать в циничных категориях «цены вопроса», то на текущий момент цена сохранения режима Лукашенко у власти, видимо, кажется Москве гораздо меньшей, чем та цена, которую придется заплатить в случае сначала хаоса в этой стране при условии падения режима, а потом прихода к власти сил, настроенных на усиление акцента на «национальную идентичность».

Многие могут задаться вопросом: насколько столь откровенная поддержка Лукашенко, режим которого запятнал себя жестокостями по отношению к несогласным, чревата имиджевыми потерями для России среди белорусов? На что «охранители» могут ответить примерно так: те, кто прочно стоит на пророссийских позициях, учитывая огромную роль нашей страны в формировании белорусского ВВП и создании рабочих мест, на этих позициях и останутся. Для них подобные действия Москвы не являются сюрпризом. Что касается тех, кто исповедует, условно, проевропейские или даже умеренно националистические взгляды, то рассчитывать на их прочные симпатии Москва все равно в нынешних условиях не может. Так зачем, спрашивается, с ними заигрывать, задаст вопрос такой «охранитель». Ведь те, кому нравится демократия европейского образца, заведомо не могут симпатизировать нынешней России и быть восприимчивыми к ее «мягкой силе». Они, скорее всего, для нее — потерянный контингент. Или объект применения силы отнюдь не мягкой.

Впрочем, наверняка найдутся в российском обществе и те, кто аргументированно возразит данной «охранительной» точке зрения. И будут доказывать, что безальтернативная и безоговорочная поддержка зависимого от нас и ослабленного политически Лукашенко — совершенно излишняя, она ограничивает нам свободу рук и действительно наносит репутационный урон нашей политике. Впрочем, отнюдь не такие люди нынче формируют внешнеполитический курс нашей страны.

Рекомендуем:

Фотоистории

Рекомендуем:

Фотоистории
BFM.ru на вашем мобильном
Посмотреть инструкцию