16+
Пятница, 29 марта 2024
  • BRENT $ 87.07 / ₽ 8043
  • RTS1136.01
10 ноября 2020, 12:17 Технологии

Мошенники заработали на популярных сайтах объявлений до миллиарда рублей

Лента новостей

Злоумышленники могут притворяться как продавцами, так и покупателями. Главное для них — перевести общение с сайта на сторонние ресурсы

Фото: depositphotos.com

Мой коллега Михаил Сафонов месяц назад пытался продать детскую кроватку, разместил объявление на крупнейшем российском интернет-сервисе «Авито». Мошенники подключились быстро, всячески пытаясь узнать номер банковской карточки, рассказывает Михаил.

«Тут же последовал звонок: женщина сказала, что готова купить прямо сейчас, но потом сказала, что у нее кредитная карта и поэтому она будет перечислять деньги с нее на мою карту, для этого ей нужен номер моей карты. Потом начали писать в WhatsApp, на фотографии профиля очень милая девушка, которая начинает говорить: вы знаете, я сейчас нахожусь в Омске, и поэтому мне нужна доставка, я сейчас отправлю ссылку на сайт, деньги сразу же пришлю вам на карту, только не забудьте указать для проверки подлинности номер своей карты. И так далее, и тому подробное. Прислала якобы инструкцию сайта «Авито». Особенно позабавило слово «подлинность» — оно было написано через букву Е на этом скриншоте».

На сайтах объявлений действует и другая схема, когда пытаются обмануть добросовестного покупателя. Продавец-мошенник пишет, что нужна предоплата или что он пользуется другой службой доставки, и дает ссылки на фишинговые сайты, где считываются номера банковских карт.

В среднем потери клиента исчисляются несколькими тысячами рублей, говорит представитель Центра прикладных систем безопасности компании «Инфосистемы Джет» Алексей Сизов.

Алексей Сизов представитель Центра прикладных систем безопасности компании «Инфосистемы Джет» «Одна мошенническая операция не превышает 6000 рублей в среднем. Становится понятно, какая схема используется мошенниками: это, в первую очередь, попытка получить предоплату за тот товар, который продается или покупается злоумышленником. То есть попытки мошенничества в среднем на достаточно небольшую сумму и ориентированы ровно на то, что человек не будет рисковать крупной суммой, а маленькой, 1000-3000 рублей, в крайнем случае 5000 рублей, готов рискнуть, наверное, из-за супервыгодного предложения».

В прошлом году таких случаев обмана было немного — несколько сотен в месяц. Сейчас — уже 25 тысяч в месяц. За прошедший год мошенники на сайтах объявлений заработали около миллиарда рублей, подсчитали в компании Data Leakage & Breach Intelligence. Ее основатель Ашот Оганесян рассказал, как не попасться на обмане.

Ашот Оганесян основатель Data Leakage & Breach Intelligence «Никогда не переходите по ссылкам, когда с вами общаются через внешние мессенджеры. Это первый признак мошенничества. Если покупатель либо продавец пытается увести клиента с площадки на сторонний ресурс, то есть сначала это мессенджер, а потом в мессенджер присылают какую-то ссылку, то 99%, что это мошенник. Нельзя ни в коем случае общаться с ними через мессенджер, все общение должно происходить на самой площадке».

Сами сайты объявлений пытаются бороться с мошенниками разными способами. О том, как это делают на «Авито», рассказала пресс-секретарь сервиса Мария Скорик.

Мария Скорик пресс-секретарь «Авито» «В мессенджере, встроенном в «Авито», мы заблокировали возможность отправлять ссылки на внешние ресурсы, а когда пользователи присылают номер телефона или имейл, чат-бот предупреждает о том, что обсуждение условий сделки может быть небезопасно в других мессенджерах или по телефону».

На сайте объявлений «Юла» подозрительных клиентов вообще блокируют, рассказала пресс-секретарь проекта «Юла» Тимофей Соболевский.

Тимофей Соболевский пресс-секретарь проекта «Юла» «У нас есть специальные нейронные сети, которые анализируют поведение пользователей сервиса по множеству параметров. Если они понимают, что пользователь себя ведет странно, возможно, чем-то нам напоминает мошенника, то мы просто ограничиваем его доступ к другим пользователям, и он уже не может им написать, предложить перейти в WhatsApp и так далее».

Главное правило — совершайте операции на той площадке, где находитесь, и с помощью тех инструментов, которые там предусмотрены. И не ведитесь на то, что на ваше объявление очень быстро кто-то отреагировал. Кстати, мой коллега Михаил Сафонов до сих пор продает детскую кроватку.

Рекомендуем:

Фотоистории

Рекомендуем:

Фотоистории
BFM.ru на вашем мобильном
Посмотреть инструкцию