16+
Среда, 27 января 2021
  • BRENT $ 56.17 / ₽ 4231
  • RTS1416.20
30 ноября 2020, 22:32 Общество
Актуальная тема: Пандемия коронавируса

«Будущее за смешанными формами». Студенты и преподаватели — о тотальной удаленке

Лента новостей

В понедельник стало окончательно понятно, что дистанционная форма обучения в российских вузах надолго. Все учебные учреждения Москвы и Санкт-Петербурга переведены на дистант из-за роста числа новых случаев заражения ковидом

Фото: Сергей Савостьянов/ТАСС

Все вузы Москвы и Санкт-Петербурга перевели на дистанционное обучение из-за роста числа новых случаев заражения коронавирусом в России, сообщило в своем официальном телеграм-канале Минобрнауки РФ.

Опрошенные Business FM студенты сошлись в одном: тотального онлайна они не ждали, хотя к удаленке уже привыкли. Многие жаловались, что из-за дополнительных каникул весной пришлось сдавать две сессии подряд, а неотлаженная дистанционка привела к перегрузу — занятия шли практически нон-стоп. Впрочем, как отмечают студенты, качество обучения при этом не пострадало. Хотя бы потому, что списать на сессии, как это бывало раньше, уже не получается.

Во время экзамена за студентами через специальную систему наблюдают тьюторы. До экзамена на камеру нужно показать рабочее место на 360 градусов. На столе может быть только ручка и лист бумаги. Фиксируется весь процесс: посторонние звуки, движения глаз и рук студента. Если у тьютора возникнут вопросы о добросовестности экзаменуемого, видео пересмотрят.

Как обстоят дела с удаленкой сейчас, рассказывает студентка Высшей школы экономики Александра.

«Сейчас как-то спокойнее стало, и я даже готова сказать, что мне уже этот формат намного более привычен. Для кого-то очень сложно сейчас учиться, потому что постоянно сидишь дома, все, что видишь, — домашки, с живыми людьми общаться практически некогда, ну и как-то настроение уже не такое, как обычно. Ну и сложно это все. У меня чисто негативных эмоций от такого формата обучения нет. И я думаю, что было бы даже намного сложнее, если бы мы ездили на пары, потому что сейчас сложные дисциплины, очень много заданий, сложные экзамены. По сути, на дорогу тратилось бы ценное время, которое можно было бы потратить на подготовку».

Студентам объективно проще: с техникой молодые люди почти с пеленок на «ты», порой даже не требуется инструкция, чтобы разобраться в новом гаджете: это происходит на интуитивном уровне. Преподавателям сложнее. Во многих вузах профессорский состав — люди за 70. У многих нет техники. Как быть в этом случае? В Московском городском педагогическом университете (МГПУ) организовали спецкурсы для преподавателей, а компьютеры просто закупили. На качестве обучения такой формат сильно не сказался, но есть важные занятия, которые теперь сложно организовать, рассказывает ректор МГПУ, бывший заместитель министра образования РФ Игорь Реморенко.

Игорь Реморенко ректор МГПУ, бывший заместитель министра образования РФ «У нас была программа, мы купили за весенний период около 200 компьютеров, то есть, если у кого-то их нет, можно было получить — это касалось и студентов, и преподавателей. Потом возвращать. Но, по сути, конечно, все преподаватели имеют технику дома. Разве что сломалось у кого-то. Есть ощущение, что такие сложные части программы, где требуется, например, глубокая дискуссия, сложно в электронном виде делать. Действительно, за счет этого качество страдает. Я думаю, будущее за смешанными формами».

Профессору МАИ, доктору технических наук Валентину Лалабекову — 80. С программами к занятиям ему помогали разбираться домашние. В целом проблем с дистанционкой ни у кого не возникает, но качество такого обучения заметно снизилось, говорит Лалабеков.

Валентин Лалабеков профессор МАИ, доктор технических наук «Я чувствую себя ущербным, где-то на 40% я недодаю [знаний], потому что конкретный разговор за столом более информативен, нежели через онлайн. Пожилым преподавателям, которые с компьютером на «вы», значительно тяжелее. Тут помогает семья. Преподаватели старше 65 лет довольно быстро осваивают программу при помощи молодых преподавателей, то есть такая помощь обеспечивается институтом».

Больше всего и студенты, и преподаватели скучают по живому общению. К занятиям многие подключаются с включенными камерами, показывают друг другу своих домашних животных. Впрочем, у дистанционки есть и свои плюсы. Например, больше никто не выгонит из аудитории за сон — можно просто выключить камеру и спокойно заниматься своими делами.

Добавить BFM.ru в ваши источники новостей?

Рекомендуем:

Фотоистории
BFM.ru на вашем мобильном
Посмотреть инструкцию