Подружиться с «цифрой»
Лента новостей
Как и зачем «Северсталь» обучает 50 тысяч сотрудников новым навыкам и мышлению
Современный бизнес уделяет много внимания вопросам выбора и внедрения технологий, служащих повышению эффективности. Однако менеджмент нередко забывает, что главным фактором успешного использования инноваций является готовность сотрудников к изменениям. Формирование «культуры инноваций» стало одной из сложнейших задач для компаний, готовящихся или уже приступивших к цифровой трансформации.
В конце сентября аналитическая компания Gartner представила результаты опроса советов директоров крупных компаний, проведенного с мая по июнь 2020 года. 69% опрошенных заявили об ускорении своих инициатив в области цифровизации бизнеса, а почти половина из них прогнозируют изменение бизнес-моделей компаний в результате пандемии. Анализируя этот тренд, эксперты напоминают о базисе настоящей цифровой трансформации: изменениях в культуре компаний и мышлении сотрудников.
Если в IT и традиционно близких к IT компаниях процессы трансформации могут проходить гладко — ведь сотрудники привыкли к постоянно меняющейся среде VUCA-мира — то для более традиционных секторов экономики переход в «цифру» может быть болезненным. Однако компании, которые создают культуру инноваций, в конце концов оказываются более адаптированными к реальностям современного бизнеса и более устойчивыми.
Сотрудники должны знать, как трансформируется компания и зачем это нужно. А руководство — сколько людей понимают и принимают новые способы работы и насколько они вовлечены в инициативы компании. Действенный способ создать культуру высокой эффективности с помощью цифровой трансформации — изменение подходов к выстраиванию процессов и вовлечение людей в работу с новыми инструментами.
Именно этот способ избрала компания «Северсталь». Она запустила для всех сотрудников программу обучения, которая включает в себя две части: овладение цифровыми инструментами и формирование нового мышления. Цель программы, как рассказали ее инициаторы, — научить сотрудников современным подходам и технологиям. Овладев базовыми знаниями, сотрудники, по крайней мере их часть, осознают, какие перспективы открывают технологии. А получив более глубокое понимание «цифровых» процессов, люди смогут выступать инициаторами проектов и предлагать конкретные решения. В результате внутри компании должно сформироваться некое «продвинутое» сообщество, которое сможет генерировать новые предложения и поможет преодолеть дефицит идей.
ПАО «Северсталь» — это вертикально интегрированная горнодобывающая и металлургическая компания с основными активами в России и небольшим количеством предприятий за рубежом, в которой работают более 50 тысяч человек. В последние несколько лет компания активно «цифровизируется», последовательно внедряя все больше технологических решений в работу офисов, производств, логистики и каналов продаж. Масштабная программа «Цифровая сталь», направленная на формирование нового мышления и овладение новыми цифровыми инструментами, запущена в текущем году — сотрудники подключились к ней в апреле.
Как отмечает директор по ИТ «Северстали» Сергей Дунаев, с проектом «Цифровая сталь» связаны серьезные ожидания. «Компания «Северсталь» всегда делала серьезный акцент на внутренней экспертизе и на трансформации своих процессов, чтобы самостоятельно успевать за потребностями рынка и ожиданиями клиентов. Но сегодня даже в такой традиционной отрасли, как металлургия, скорость изменений очень высока, и нужно уметь быть одновременно изобретательными и технологичными, — рассказал он. — Мы должны расширять сообщество, способное улучшать свои процессы, применяя знания об информационных технологиях, о технологиях цифровизации. Поэтому мы работаем с максимально возможной аудиторией — со всем коллективом — и ожидаем получить больше идей и предложений по изменениям на всех уровнях организации, ускоряя этим переход компании в цифровую эпоху».
В рамках проекта в компании создана образовательная платформа и приложение «Цифровая сталь», которое используется для обучения сотрудников. Процесс построен в игровой форме — геймификация применяется для того, чтобы люди быстрее погружались в процесс, получали знания в интересном формате и учились находить собственные решения.
В созданной в «Северстали» программе обучения есть несколько уровней погружения в технологии: базовый, средний и продвинутый. Первые два уровня реализованы в приложении с элементами геймификации, при этом базовым должны овладеть все сотрудники компании, более 50 тысяч человек, а средний обязателен только для руководителей компании — это более четырех тысяч человек, но возможность решить задания этого уровня есть у каждого сотрудника. Наконец, продвинутый уровень предполагает точечную работу со специалистами по индивидуальным трекам развития, обучение на нем проходит вне приложения Цифровая Сталь.
Базовый уровень, как поясняют в компании, — это работа с паролями в личных кабинетах банков, реакции на фишинговые атаки в личной или в корпоративной почте, работа с данными. Программа призвана сформировать понимание, что те данные, на основании которых принимает решения высшее руководство, рождаются непосредственно при выполнении операций сотрудниками.
Все материалы программы поделены на четыре цифровых компетенции: «Кибербезопасность», «Цифровизация процессов», «Работа с данными», «Цифровое взаимодействие». Информация подается в текстовом и видеоформатах. Каждый обучающий модуль состоит из небольших уроков, которые содержат тестовые вопросы, позволяющие понять, насколько усвоен материал, а также игровых сражений, в ходе которых сотрудники соревнуются между собой, отвечая на вопросы по пройденным темам. За успешное прохождение уроков и сражений сотрудники получают баллы. Периодически в приложении устраиваются игровые турниры, в ходе которых все желающие могут сразиться с коллегами и проверить свои знания. Самые продвинутые участники турниров получают награды. Все это, как отмечают в «Северстали», способствует не только получению новых знаний, но и более интересному общению в коллективе.
«Уровни программы сильно отличаются по аудитории, на которую рассчитаны, и, соответственно по компетенциям. С одной стороны, мы должны подготовить всех сотрудников «Северстали» к цифровой трансформации. Но с другой — не всем нужно одинаковое погружение и одинаковый объем знаний. Для самой массовой аудитории мы подготовили необходимый минимум цифровых компетенций, включающий то, что понадобится всем, включая рабочих, шахтеров, водителей, кладовщиков — как на рабочем месте, так и в жизни. Для высшего руководства и отдельных специалистов материалы более точечные и намного более сложные», — рассказала руководитель проекта «Цифровая сталь» Екатерина Николенко.
Контент для программы «Цифровая сталь» разрабатывался непосредственно экспертами «Северстали» — компании было важно реализовать собственный продукт, который давал бы не абстрактные теоретические знания, а был непосредственно привязан к рабочим реалиям. Финализировались материалы при поддержке партнеров, с которыми создавалась обучающая платформа — методисты помогали сделать контент доступным максимально большой аудитории пользователей.
На финальной стадии проработки обучающего контента к проекту привлекались и внешние эксперты, например, специалисты Microsoft. Почти половина сотрудников «Северстали» — 18 тысяч человек — активно используют платформу коммуникации и совместной работ Microsoft Teams, соответственно, требовалось обучение всем возможностям этого инструмента. «Использование Microsoft Teams в определенной степени повлияло на становление новой культуры цифрового взаимодействия в компании — этот инструмент предоставляет возможности, которые сейчас необходимы. Он позволяет почувствовать себя максимально близко к коллективу, находясь при этом где угодно далеко от него, — рассказал Алексей Смирнов, бизнес ассистент АО «Северсталь-инфоком». — Коммуникации по проекту «Цифровая сталь» во многом были построены в Microsoft Teams. Были созданы команды, которые работали над разными уровнями, компетенциями».
Кроме того, Microsoft привлекалась для экспертной поддержки к материалам по Power BI, Yammer и офисным продуктам, а также, после запуска платформы, для общей верификации итогового контента, по итогам которой платформа была оценена очень высоко. Также компания подключилась к обучению сотрудников «Северстали» уровня «эксперт», проведению семинаров для руководителей по цифровому взаимодействию и предоставила право на использование некоторых обучающих видеоматериалов.
Говорить о результатах проекта «Цифровая сталь» на сегодняшний день рано — обучение сотрудников стартовало в начале апреля этого года, а завершится проект только в 2023 году. Тем не менее, измерить вовлеченность сотрудников и оценить их отношение к программе по повышению цифровых навыков и изменению культуры принятия решений отчасти уже можно. С самого начала работы платформы компания собирает обратную связь от сотрудников — на сегодняшний день получено около 40 тысяч откликов, и они, в целом, весьма позитивны. Индекс NPS (Net Promoter Score или индекс определения приверженности пользователя) на начальном этапе составлял 73%, а спустя восемь месяцев держится на уровне 63% — это довольно хороший результат, считают руководители программы.
«Очевидно, что сейчас повсеместно формируются стратегические запросы на реализацию цифровых проектов. Но для того, чтобы эти проекты воплощались, необходимо, чтобы люди были к этому готовы. Наша программа закладывает основы, фундаментальные знания, которые позволят большому количеству людей даже не применять конкретную технологию здесь и сейчас, а просто мыслить иначе, учитывать новые возможности, решая свои рабочие вопросы, повышая эффективность труда, оптимизируя свою бизнес-модель — через два года, через пять лет, в тех условиях, которые будут возникать. Можно сказать, что это своего рода когнитивное обновление компании — не набор новых навыков у ее сотрудников, а именно способность иначе осознавать окружающие обстоятельства и иначе реагировать на них», — заключил Сергей Дунаев.