16+
Четверг, 18 апреля 2024
  • BRENT $ 87.38 / ₽ 8242
  • RTS1154.28
30 декабря 2020, 04:57 Общество

ФСБ хочет получить дополнительные права. Комментарий Георгия Бовта

Лента новостей

Федеральная служба безопасности просит разрешить обеспечивать охрану и оборону своих объектов. Еще одна поправка предусматривает, что ФСБ будет обеспечивать «информационную безопасность России в информационно-психологической сфере»

Георгий Бовт.
Георгий Бовт. Фото: Михаил Фомичев/ТАСС

Федеральная служба безопасности России предлагает расширить свои полномочия и получить право выделения дополнительных выплат сотрудникам. Об этом говорится в проекте поправок к указу президента о совершенствовании полномочий и структуры органов ФСБ.

В частности, ФСБ будет контролировать защиту информации в государственных информационных системах, а также обеспечивать информационную безопасность «в информационно-психологической сфере». Предлагается наделить службу полномочиями временно останавливать мирный проход иностранных судов и военных кораблей в территориальных водах России, заниматься охраной и обороной объектов органов безопасности и принимать участие в решении вопросов въезда и выезда граждан России.

ФСБ намерена определять перечень информации о деятельности органов безопасности, составляющей профессиональную тайну, а также порядок проведения экспертной оценки материалов о их работе перед публикацией. Также предусматривается возможность для ФСБ вносить на рассмотрение президенту или правительству предложение о выделении ежемесячных и других дополнительных выплат сотрудникам, кроме выплат, предусмотренных законом.

Законопроект о расширении полномочий и финансовых возможностей ФСБ примечателен сразу по нескольким причинам. Во-первых, он вносится в самый канун Нового года, уже после ухода Думы на каникулы. Время для его «общественного обсуждения» отведено до 11 января. Так что оживленной дискуссии явно не получится. Мотив понятен: избежать досужих разговоров на сей счет, часть из которых была бы, наверное, по делу, а часть совсем даже не по делу.

Ну, не принято в нынешней российской политической культуре полоскать всуе даже название подобных организаций. И даже если бы внешне оживленная дискуссия и состоялась бы, то никаких реальных поправок в сам законопроект по ее завершению все равно бы не внесли. Поскольку полномочия ФСБ — это не тема для всенародных дискуссий. Для парламентских тоже. Во-вторых, на уровне закона предлагается закрепить, по сути, внебюджетный принцип финансирования организации, по крайней мере частично. Причем источником выделения дополнительных, не предусмотренных законом выплат, могут выступать как президент, так и правительство. Почему-то есть ощущение, что это невеликий шаг вперед по сравнению с уже существующей негласной практикой.
Во всяком случае, в Думе у нас не принято подробно обсуждать статьи расходов на спецслужбы, а бюджет по этой части почти весь засекречен. Так что по факту и тут мало чего нового.

Не удивляет также своей новизной и формальный список полномочий, которые предлагается расширить. А что, например, разве ФСБ сейчас не «принимает участие в решении вопросов въезда и выезда граждан России»? Или разве ему не хватает каких-то прав по факту для того, чтобы «временно останавливать мирный проход иностранных судов и военных кораблей в территориальных водах России»? Видимо, за этими формулировками скрываются какие-то детали и подробности, о которых пока трудно судить, не увидев, как это будет работать на практике. Важнее всего, что в законопроекте нет ни единого намека на то, чтобы поставить спецслужбы под парламентский или общественный контроль. Впрочем, таких вещей никакие спецслужбы ни в какой стране мира сами про себя не предлагают. Они сами под контроль не встают. Это вопрос внутриполитической конкурентной борьбы, каковой у нас по данному вопросу нет и в принципе быть не может.

Самая загадочная формулировка — это, пожалуй, обеспечение силами спецслужбы «информационной безопасности России в информационно-психологической сфере». Последний термин стал нынче довольно модным. Исходит он из широко распространенного в политическом классе представления о том, что против нашей страны ведется не только информационная, но и психологическая война, а наш доверчивый народ наши противники понятно откуда не только пытаются обмануть, но и запугать его, запутать и манипулировать им в своих грязных целях.

На самом деле и тут нет принципиально ничего нового. Так, в 1967 году по предложению тогдашнего председателя КГБ Юрия Андропова и по решению ЦК КПСС — а именно Центральный комитет курировал спецслужбы, вставшие под контроль партии после сталинского «беспредела» — появилось самостоятельное 5-е управление. Отвечавшее за борьбу с идеологическими диверсиями. В 1989 году оно было преобразовано в Управление по защите советского конституционного строя. Отделов внутри управления было больше дюжины. Один занимался курированием культурных обменов, а также обменов по линии творческих союзов и научных. Другой пресекал деятельность «националистических и шовинистских элементов».

Были специальные отделы, присматривавшие за студенческими и вузовскими обменами, а также за религиозными организациями. Отдельно выделялось кураторство «сионистских центров» и зарубежных антисоветских организаций. Уже в предперестроечном 1982 году был образован 14-й отдел, который занимался «работой по предотвращению акций идеологической диверсии, направленной в сферу Союза журналистов СССР, сотрудников средств массовой информации и общественно-политических организаций». Так что можно сказать, что все новое — это просто недостаточно хорошо забытое старое.

Рекомендуем:

Фотоистории

Рекомендуем:

Фотоистории
BFM.ru на вашем мобильном
Посмотреть инструкцию