16+
Пятница, 26 апреля 2024
  • BRENT $ 89.17 / ₽ 8215
  • RTS1179.85
29 января 2021, 12:30 Компании

Зеркало экономики

Лента новостей

О чем свидетельствует статистика грузоперевозок по железной дороге? Что говорят эти данные о работе российской промышленности и сельского хозяйства?

Фото: BFM.ru

Время подводить итоги 2020 года. От пандемии коронавируса пострадали все. Коснулись негативные тенденции и грузоперевозок по железной дороге. Минус 2,7% — цифра вполне оптимистичная, учитывая, например, летние прогнозы, когда ожидали снижения примерно на 5%. Стресс-сценарии предполагали еще куда большее падение.

В декабре 2020 года у грузоперевозок по железной дороге зафиксирован рост на 0,3%. Наибольшее отставание показали самые массовые грузы — нефтеналив и каменный уголь, снижение по которому достигло 5%. Отставание зафиксировано как на экспортных направлениях, так и на внутренних. И тому есть несколько причин, причем не все они связаны с пандемией.

Владимир Савчук заместитель генерального директора Института проблем естественных монополий На внутреннем рынке действовали несколько факторов. Первый фактор — теплая зима 2019-2020 года, что привело к снижению погрузки в январе и феврале 2020 года. А затем начал действовать фактор коронавируса. Сокращение потребления электроэнергии у нас произошло в экономике, соответственно, потребность в угле снизилась. По данным министерства экономического развития, объемы выработки электроэнергии у нас на 3% снизились. Произошло структурное изменение в выработке электроэнергии, доля теплостанций сократилась более чем на 3 процентных пункта. На мировых рынках конъюнктура угля стала ухудшаться еще в 2019 году, опять же, было связано как с теплой зимой, так и с сокращением угля в экономике, прежде всего в странах Европы. Оба фактора привели к тому, что очень серьезно снизилась цена на твердое топливо на мировых рынках. Компания «Российские железные дороги» предоставила скидки на перевозку угля в порты Северо-Запада. И это привело к не такому сильному падению объема перевозок.

А теперь о лидерах. Химудобрения прибавили 3,7%, у железной руды минус 0,2%, а у цветной — плюс 2%. Пандемия привела к снижению деловой активности во всем мире. Но после того как вновь открылась китайская экономика, российские экспортные товары снова оказались востребованными.

Рост экспорта связан с тем, что Китай начал восстанавливать производство ускоренными темпами, соответственно, ему потребовалась руда для своих металлургических заводов. За шесть месяцев 2020 года мировое производство стали снизилось на 5,3%, а в Китае, наоборот, выросло на 2,8%. Поставки руды российской в основном шли в Китай.

Отдельно отметим зерно. 2020 год, несмотря на все его сложности, оказался хлебным. Последний правительственный прогноз по сбору зерна — 131 млн тонн. И это близко к рекорду. Соответственно, выросла и погрузка зерновых. По итогам 2020 года этот груз на железной дороге прибавил почти 29%. И здесь сыграли роль государственная субсидиарная программа и тарифные решения РЖД.

Тенденция положительная, прирост погрузки составил 28,7%. Перевозки увеличивались и во внутреннем сообщении, и на экспорт. В 2020 году было установлено несколько рекордов. Например, в октябре было перевезено на 37% больше зерна, чем за аналогичный месяц предыдущего года.

Еще о положительных тенденциях. Строительные грузы показали рост в 6%. Здесь, конечно, главный фактор — это реализация нацпроектов по строительству жилья и автодорог. В целом в прошедшем году удалось добиться вполне приемлемых результатов, учитывая все сложности.

«Российские железные дороги» хорошо сработали. В целом удовлетворяли потребности экономики в перевозках грузов. Проявляли гибкость в работе с грузовладельцами. Давали определенные тарифные решения. В целом такая работа привела к тому, что у нас погрузка на сети снизилась не на такие значительные цифры, как прогнозировали в начале пандемии.

Отметим статистику по контейнерным перевозкам. Они показывают рост, причем двузначный. По итогам 2020 года — плюс 16%. Транзит контейнеров в прошлом году вырос на 37%. В целом статистика оказалась не так плоха, как прогнозировалось. Заглянем в «Зеркало экономики» через месяц.

Рекомендуем:

Фотоистории

Рекомендуем:

Фотоистории
BFM.ru на вашем мобильном
Посмотреть инструкцию