16+
Пятница, 29 марта 2024
  • BRENT $ 87.07 / ₽ 8033
  • RTS1129.50
27 января 2021, 16:50 Политика

Пандемия, протесты, IT-гиганты: ключевые высказывания Путина на Давосском форуме

Лента новостей

Президент заявил, что общественное недовольство порождают системные социально-экономические проблемы. Он также подчеркнул, что необходимо объединять усилия для повышения доступности вакцины от COVID-19

Владимир Путин.
Владимир Путин. Фото: Михаил Климентьев/Reuters

Обновлено в 18:27

Владимир Путин выступил на сессии онлайн-форума «Давосская повестка дня 2021», организованного Всемирным экономическим форумом. Это первое участие российского президента в Давосском экономическом форуме за 12 лет.

По его словам, пандемия привела не только к глобальным экономическим, но и к тяжелым социально-политическим последствиям. С ними мир может справиться, только работая вместе, отметил Путин. Вот что еще сказал российский лидер:

О монополии мировых IT-гигантов:

«По отдельным направлениям они де-факто конкурируют с государствами. Их аудитория исчисляется миллиардами пользователей. С точки зрения самих компаний их монопольное положение оптимально для организации технологических и бизнес-процессов. Может быть, это так, но у общества возникает вопрос: насколько такой монополизм соответствует именно общественным интересам? Где грань между успешным глобальным бизнесом, востребованными услугами и сервисами, консолидацией больших данных и попытками грубо, по своему усмотрению управлять обществом, подменять легитимные демократические институты, по сути, узурпировать или ограничивать естественное право человека самому решать, как жить, что выбирать, какую позицию свободно высказывать? Мы все это видели только что в Штатах».

О протестах:

«Системные социально-экономические проблемы порождают такое общественное недовольство, что это требует особого внимания, требует того, чтобы эти проблемы решались по существу. Опасная иллюзия, что их можно, что называется, проигнорировать, пропустить, загнать куда-то в угол, чревата серьезными последствиями. В таком случае общество все равно будет разделено и политически, и социально. Потому что для людей причины быть недовольными заключаются на самом деле не в каких-то умозрительных вещах, а в реальных проблемах, которые касаются каждого, каких бы взглядов, в том числе политических, человек реально ни придерживался. Или как он думает, что придерживается».

О международной напряженности:

«Нерешенные и нарастающие внутренние социально-экономические проблемы могут подталкивать к поиску того, на кого можно все свалить, обвинить во всех бедах и перенаправить раздражение и недовольство своих граждан. И мы это уже видим, мы ощущаем, что градус внешнеполитической, пропагандистской риторики нарастает. Можно ожидать, что более агрессивным станет и характер практических действий, включая давление на те страны, которые не согласны с ролью послушных управляемых сателлитов, использование торговых барьеров, нелегитимные санкции, ограничение финансовой, технологической, информационной сфер».

О коронавирусе:

«Надо координировать усилия всего мира, к чему призывает генеральный секретарь ООН, к чему мы обращались на саммите «двадцатки» не так давно. Надо объединять, координировать усилия всего мира по распространению и повышению доступности необходимой сейчас вакцины от коронавируса. Нужно оказать помощь тем государствам, которые нуждаются в поддержке, в том числе африканским. Мы видим, что массовая вакцинация доступна сегодня прежде всего гражданам развитых стран».

О стремлении наладить диалог с Европой:

«Мы к этому готовы, мы этого хотим, мы будем к этому стремиться. Но любовь невозможна, если она декларируется только с одной стороны, она должна быть взаимной».

Основное мероприятие — Всемирный экономический форум — из-за пандемии перенесли на май, сейчас проходит «Давосская неделя». В этом году она переведена в онлайн-формат из-за пандемии. Выступление российского президента комментирует политолог Георгий Бовт:

— Речь была выдержана в довольно благожелательном тоне, хотя президент, конечно, не обошелся без критики в адрес западных стран в целом, как по вопросам политики количественного смягчения, так и в адрес отдельных крупных корпораций, угадывались IT-корпорации, Facebook или Twitter, которые навязывают свои нормы морали и нравственности. В адрес США тоже прозвучали некоторые инвективы. В целом же речь носила глобалистский характер: звучали приглашения к сотрудничеству по целому ряду направлений, от экологии до борьбы с бедностью, за всеобщую вакцинацию, чтобы вакцина досталась бедным странам. Такие речи обычно произносят с трибун ООН или на других многосторонних форумах. Путин избрал площадку Давоса. Это довольно удобный формат онлайн-обращения, поскольку он не предполагает никаких дискуссий, которые в последнее время бесполезны с нашими западными партнерами, так как никто никого не слышит. В то же время есть возможность донести свою точку зрения на то, как нам обустроить мир, в жанре монолога. Сейчас у России осталось немного подобных площадок, поэтому каждая хороша.

— Как бы вы охарактеризовали сказанное о протестах?

— Это было сказано в обтекаемой форме, нет ничего, за что можно зацепиться и усмотреть здесь какую-то сенсацию.

— А заявление МИД? Там отмечают, что ситуация с Навальным ставит под сомнение дальнейшее взаимодействие с Евросоюзом.

— Москва и раньше довольно резко реагировала на попытки вмешательства, касалось ли это дела Навального или там еще каких-то дел подобного рода. Я думаю, что в роли ведущего дискуссии по данному вопросу выступит США. В ходе первого состоявшегося телефонного разговора между Байденом и Путиным, я так понимаю, что тема Навального была поставлена американской стороной, она и дальше ее будет ставить. Что касается Европы, то она будет здесь скорее на вторых ролях. Лидировать по части жесткости постановки вопроса будут, конечно, американцы, а не европейцы. В перспективе можно увидеть, что через какое-то количество месяцев или, может быть, даже лет Навального могут обменять — как это практиковалось в советские годы — выпустить его за границу, чем окончательно поставить крест на его карьере в России.

Российский МИД заявил, что ситуация с Навальным ставит под сомнение дальнейшее взаимодействие с Евросоюзом. В ведомстве подчеркнули, что Брюссель еще в 2020 году продолжил санкционную политику, подвергая россиян и бизнес противоправным ограничениям. Кроме того, страны ЕС вмешивались во внутренние дела союзной России Белоруссии, добавили в МИД. Действия Европы в ситуации вокруг Навального российская сторона назвала апогеем недружественных шагов.

Рекомендуем:

Фотоистории

Рекомендуем:

Фотоистории
BFM.ru на вашем мобильном
Посмотреть инструкцию