16+
Пятница, 26 апреля 2024
  • BRENT $ 89.53 / ₽ 8248
  • RTS1178.69
5 февраля 2021, 15:18 Компании

«Норникель» получил рекордный штраф за ущерб природе — 146 млрд рублей

Лента новостей

Ущерб на такую сумму, по мнению суда, был нанесен экологии из-за разлива 20 тысяч тонн дизтоплива в Норильске. Это беспрецедентная сумма штрафа, прокомментировал решение в эфире Business FM юрист Алексей Линецкий

Ликвидация последствий разлива топлива на ТЭЦ-3 в Норильске. Июнь 2020 года.
Ликвидация последствий разлива топлива на ТЭЦ-3 в Норильске. Июнь 2020 года. Фото: Кирилл Кухмарь/ТАСС

Обновлено в 17:35

Арбитражный суд Красноярского края оштрафовал «Норникель» на рекордные 146,1 млрд рублей за разлив топлива в Норильске. При этом иск Росприроднадзора был почти на 2 млрд больше.

Ведомство требовало наказать предприятие на 147,8 млрд рублей. «Норникель» был не согласен с расчетом оценки ущерба и предлагал снизить сумму в семь раз, до 21 млрд рублей.

Авария под Норильском произошла в мае прошлого года. Разлилось более 20 тысяч тонн дизтоплива. Оно попало в ближайшие реки и озера. Причиной случившегося стала разгерметизация одного из резервуаров. Ростехнадзор выяснил, что это произошло из-за дефектов при постройке и из-за изношенности оборудования.

По версии же президента «Норникеля» Владимира Потанина, авария могла произойти из-за аномально теплой погоды: вечная мерзлота подтаяла, и опоры цистерны с топливом просели. Но Ростехнадзор не обнаружил никаких признаков таяния мерзлоты ни под фундаментом резервуара, ни на примыкающей территории.

Глава Росприроднадзора Светлана Радионова перед началом суда заявила на своей странице в Instagram: «Мы впервые в истории России громко заявляем: экология — дело каждого! И загрязнитель платит!»

Рекордный штраф за экологический ущерб комментирует председатель правления Московского юридического агентства Алексей Линецкий:

Алексей ЛинецкийАлексей Линецкий председатель правления Московского юридического агентства «Сумма беспрецедентная. В российской судебной практике таких случаев я не знаю, когда настолько гигантские суммы в качестве штрафа назначались компании, виновной в причинении экологического ущерба. Дело в том, что подсчет подобного ущерба проводится соответствующими экспертными учреждениями, и окончательных таких методик, которые были бы всеми признаны, не существует. Поэтому все это весьма-весьма спорно. И компания, мы знаем, не согласилась с такой оценкой, но тем не менее соответствующие государственные структуры, которые выступали с иском, настаивали именно на такой оценке. И судом, как мы теперь понимаем, именно такая оценка и была признана единственно правильной. Думаю, что компания будет бороться, безусловно, будет стараться обжаловать, будет представлять свои доказательства, привлекать других экспертов, которые будут подсчитывать соответствующий экологический ущерб. Мы помним о том, что компания из своих собственных средств сразу, когда случилась авария, приняла необходимые меры. Насколько я помню, тогда озвучивалась цифра в 10 млрд рублей, которые были выделены компанией на первоочередные меры для ликвидации последствий. Поэтому компания, в общем-то, уже многое сделала, но при этом все равно ущерб был посчитан таким образом. Безусловно, ущерб существует, я так понимаю, что компания не отрицает его наличие. Но вопрос его оценки все-таки остается открытым. И насколько все-таки различные экспертные учреждения сойдутся во мнении о том, что такая цифра, которая сегодня назначена, порядка 140 млрд рублей штрафа, реально соответствует тому ущербу, который фактически природе причинен, трудно сказать. Мне кажется, что борьба продолжится».

«Норникель» уже создал резерв в 2 млрд долларов для уплаты штрафа. Также, согласно материалам суда, компания потратила на ликвидацию аварии уже около 4,08 млрд рублей.

Комментирует руководитель группы оценки рисков устойчивого развития АКРА Максим Худалов:

Максим Худалов руководитель группы оценки рисков устойчивого развития АКРА «Аргументация компании, в принципе, имеет право на существование, потому что, я напомню, что расчет ущерба сделан из предположения о том, что компания никак не реагировала на случившуюся аварию и не прединимала усилий для ее устранения, что, вообще говоря, не так. Тот факт, что излитие нефтепродуктов продолжалось длительное время, не отменяет тот факт, что реакция была мгновенной. Помимо этого, не учтены, как мы понимаем, те затраты, которые фактически компания понесла. И вообще говоря, насколько мы понимаем, это противоречит законодательству, потому что ущерб, нанесенный окружающей среде, должен быть уменьшен на сумму затрат, направленных на ликвидацию последствий этого ущерба. Поэтому здесь достаточно много вопросов к решению, поэтому я предполагаю, что будут еще какие-то дополнительные мероприятия, связанные с уточнением размера суммы. Но если абстрагироваться, то, наверное, это такой посыл государства бизнесу о том, что время, что называется, безответственного подхода к инвестированию, к работе заканчивается и те нарушения, которые сходили с рук российскому бизнесу последние 30 лет, они теперь будут монетизироваться. И видно, что придется становиться более экологичным, более социальным и более ответственно относиться к территории своего присутствия».

Штраф «Норникеля» за аварию в Норильске зачислят в федеральный бюджет. Туда идут все выплаты по искам о возмещении вреда, причиненного водным объектам в федеральной собственности. Соответствующие поправки в Бюджетный кодекс были приняты в июле прошлого года.

О том, как решение суда восприняли в Красноярском крае, рассказывает главный редактор KrasNews.com Дмитрий Полушин:

Дмитрий Полушин главный редактор KrasNews.com «Авария в Норильске случилась в мае, а в середине июля внезапно Госдума собралась для того, чтобы принять специальный закон, чтобы штраф от «Норникеля» ушел не в краевой бюджет, а в федеральный бюджет. Местные красноярские элиты в штыки восприняли эту инициативу, потому что все понимали, что Норильск, Красноярский край этих денег в этом объеме уже не увидит. Потому что деньги, скорее всего, будут выдаваться дозированно, на какие-то адресные конкретные экологические программы и на мероприятия, но речь, конечно же, не может идти даже о десятках миллиардов. И вообще о каких-то суммах конкретных не говорится. Эти деньги растворятся в федеральном бюджете и будут потрачены по усмотрению федеральных властей. Что касается реакции сегодняшней краевой власти на решение суда о штрафе, то здесь выставляют это как победу [губернатора Александра] Усса над Потаниным и очень сильно политизируют этот вопрос. На самом деле, для Норильска гораздо важнее экологический аспект, чтобы были деньги, те же компенсационные мероприятия, чтобы восстановить природу, воду, рыбу, зверей, если причинен урон и биосфере нашей Арктики».

На фоне решения суда о взыскании 146 млрд рублей за аварию, акции «Норникеля» начали падать — они теряют больше процента при растущем рынке.

Рекомендуем:

Фотоистории

Рекомендуем:

Фотоистории
BFM.ru на вашем мобильном
Посмотреть инструкцию