16+
Среда, 24 февраля 2021
  • BRENT $ 65.05 / ₽ 4789
  • RTS1445.91
19 февраля 2021, 18:38 Политика

Москва и Минск договорились о перевалке белорусских нефтепродуктов в российских портах

Лента новостей

Документ предусматривает перевалку в портах РФ почти 10 млн тонн мазута, бензина и масел, произведенных в Белоруссии

Фото: Александр Рюмин/ТАСС

Россия и Белоруссия в пятницу подписали соглашение об организации перевалки белорусских нефтепродуктов в портах РФ, передает ТАСС. Соглашение действует до конца 2023 года с возможностью автоматического продления.

Документ предусматривает перевалку в российских портах на Балтике почти 10 млн тонн мазута, бензина и масел, произведенных в Белоруссии. По словам главы Минтранса Виталия Савельева, первые поставки начнутся в марте. Он добавил, что российская сторона согласилась на «существенные скидки», чтобы обеспечить паритет с Прибалтикой по стоимости перевалки белорусских нефтепродуктов.

Подписание межправительственного соглашения еще не означает, что белорусские нефтепродукты пойдут в российские морские порты. Ситуацию комментирует ведущий аналитик Фонда национальной энергобезопасности Игорь Юшков.

— Сначала был проект соглашения на межправительственном уровне, потом само соглашение одобрил Лукашенко. И теперь на уровне министерства транспорта подписано соглашение, что возможно перенаправление этих грузов. Но эти грузы пока не идут в российские порты, потому что нет коммерческих соглашений. РЖД ничего не везет без документов, соответственно, Белоруссия не обращается за этими документами. Поэтому я бы не был так уверен, что эти нефтепродукты вот-вот пойдут, потому что Белоруссия явно хочет с Литвы перенаправить эти грузы. Но Литва заявляет, что она в феврале вообще не получала нефтепродукты. Клайпедский терминал не переваливает белорусские нефтепродукты в феврале. И вопрос — куда они ушли, если они в феврале уже ушли, но до сих пор до российских портов не дошли. Возникает версия о том, что Белоруссия использует фактор переговоров с Россией, чтобы сбить цену на перевалку и транзит. И на самом деле эти грузы могут уйти в Латвию, а не на российские порты. Поэтому я бы все-таки дождался коммерческих контрактов с портами Ленинградской области и с РЖД, и вот тогда уже можно будет говорить, что действительно перенаправлены белорусские нефтепродукты с Литвы на Россию. Пока что они ушли из Литвы, но непонятно, куда пришли. В России таких грузов пока нет. Пока еще интрига сохраняется, куда же все-таки пойдут белорусские нефтепродукты.

— Может ли такое соглашение означать, что Белоруссия от Клайпеды отказывается?

— Я думаю, что да. По крайней мере, пока, на современном этапе их политических отношений. Белоруссия пытается разорвать с Литвой экономические отношения и тем самым наказать ее за недружественные политические действия.

Ранее основным портом, через который поставлялись на экспорт белорусские нефтепродукты, была литовская Клайпеда. Но в декабре 2020 года стало известно, что Белорусская нефтяная компания приостановила перевалку нефтепродуктов в Клайпеде. В Вильнюсе заявляли, что это было сделано по политическим причинам.

Добавить BFM.ru в ваши источники новостей?

Рекомендуем:

Фотоистории
BFM.ru на вашем мобильном
Посмотреть инструкцию