16+
Пятница, 29 марта 2024
  • BRENT $ 87.07 / ₽ 8033
  • RTS1128.26
14 апреля 2021, 02:57 Финансы

Деньги из «бункера». Георгий Бовт сравнил публикации Bloomberg и Счетной палаты

Лента новостей

Песков опроверг информацию агентства Bloomberg о том, что якобы российский лидер готовит послание парламенту в секретном бункере. И отметил, что текст готовится в Кремле и никакого секрета в этом нет. Чего ждать от послания 21 апреля?

Георгий Бовт.
Георгий Бовт. Фото: Михаил Фомичев/ТАСС

Вольно или невольно, но агентство Bloоmberg сыграло на информационную раскрутку предстоящего послания Федеральному собранию, написав, что оно готовится в секрете в «бункере». И обнародовав некоторые утечки из околоправительственных источников.

Содержащаяся там информация выглядит вполне предсказуемой. В частности, Bloоmberg ожидает, что российский президент объявит о значительных ассигнованиях как на инфраструктурные проекты, так и на социальные нужды. В этих целях помимо перераспределения средств между уже существующими программами может быть объявлено о повышении налогов, а также о том, чтобы «распечатать» Фонд национального благосостояния. Главная цель — это «перезапустить» экономику после пандемии.

О некоторых инфраструктурных проектах, в частности о строительстве высокоскоростных железных дорог, а также мостов было объявлено еще в начале года, однако конкретные цифры пока не оглашались. Очевидно, что это станет прерогативой президента.

На «разогреве» перед оглашением послания уже поработали ряд видных российских политиков. Так, председатель Совета Федерации Валентина Матвиенко на днях заявила, что президентское послание «сформулирует новую систему координат, а поручения потребуют быстрой реализации и корректировки планов работы законодателей».

Было бы вполне логично в преддверии думских осенних выборов ожидать усиления социальной составляющей экономической политики. Тем более на фоне резкого увеличения бюджетных трат для стимулирования экономики и поддержки населения в условиях пандемии в развитых странах. Так, недавно в США принят план «весом» около 2 трлн долларов, которые пойдут как на инфраструктуру, так и на социальные цели. Кстати, администрация Байдена собирается отчасти финансировать новые траты за счет повышения налогов. Так что логично ожидать, что и российские власти будут искать новые налоговые источники. И бизнесу, особенно крупному, можно начать по этой части уже морально готовиться. Но, возможно, не только ему, а и тем, кто уверенно считает себя средним классом.

Если внимательно прочитать предыдущее послание Путина, то там основные параметры стимулирования экономики и социальной поддержки уже были обозначены. Сразу после оглашения прошлогоднего послания в январе, до начала пандемии, Минэкономразвития оценило только социально-экономические инициативы президента, содержавшиеся в документе, примерно в 300 млрд рублей на 2020 год, а с 2022 года планировалось увеличить такие траты до 600 млрд. Возможно, теперь повышенные социальные траты будут передвинуты на год вперед.

В самом начале пандемии власти зарезервировали 1,4 трлн рублей на поддержку экономики и граждан. В середине года правительство разработало пакет антикризисной поддержки, который оценивался уже в 5 трлн рублей. Однако подробно он так и не был опубликован. Скорее всего, большая часть ассигнований передвинута на текущий год. Осенью прошлого года министр экономического развития Максим Решетников писал, что правительственный план, рассчитанный до конца 2021 года, реализован на треть.

Теперь оставшиеся две трети могут быть конкретизированы в послании Путина. Хотя основные цифры, дающие представление о возможных ассигнованиях, ранее уже мелькали. И власти, в общем, целенаправленно шли к тому, чтобы именно в текущем выборном году эти ассигнования выглядели как можно весомее. По данным Счетной палаты, в прошлом году Россия весьма скромно расходовала Фонд национального благосостояния. На сегодня он «распух» аж до 13,5 трлн рублей, в прошлом году из него взяли лишь около 300 млрд, которые почти все пошли на покрытие дефицита бюджета. Всего же за прошлый год ФНБ увеличился на 6 трлн 390 млрд рублей.

Так что теперь вполне можно приступить к более существенным из него тратам. После того, разумеется, как основные лоббисты — претенденты на роль операторов крупных инфраструктурных и прочих проектов — исчерпают все аргументы по убеждению властей в том, что именно они лучше распорядятся выделенными средствами.

Рекомендуем:

Фотоистории

Рекомендуем:

Фотоистории
BFM.ru на вашем мобильном
Посмотреть инструкцию