16+
Четверг, 28 марта 2024
  • BRENT $ 86.04 / ₽ 7966
  • RTS1127.77
27 мая 2021, 10:00 Компании

Пандемия как двигатель цифровизации

Лента новостей

Руководитель дирекции развития розничного и электронного бизнеса МКБ Алексей Охорзин рассказал о том, как диджитализация проникла в банковский сектор за последний год

Фото: МКБ

За минувший год мы все привыкли к доставке практически всего, что нужно человеку в повседневной жизни. И при этом почти забыли о том, что такое наличные. Товары и услуги мы оплачиваем картой, телефоном, часами и даже лицом. Для того, чтобы это стало возможным, в 2020 году банки совершили огромный рывок в диджитализации. Это было дорого и трудно, но оно того стоило.

Алексей Охорзин руководитель дирекции развития розничного и электронного бизнеса МКБ Если на начало 2020 года по МКБ проникновение клиентской аудитории в мобильный банк составляло порядка 40% ежемесячной аудитории, то уже даже к концу прошлого года и сейчас такая динамика наблюдается, что мы находимся на уровне 60%. То есть, ежемесячно 60% клиентской базы пользуется мобильным банком. И самое главное, что растет ежедневное использование мобильного приложения, то есть клиенты к этому привыкли. Значительно сокращается поток в классические розничные отделения, и он трансформируется непосредственно в цифровой канал.

Еще год назад для рефинансирования ипотеки нужно было собирать ворох бумажных справок. В мае 2021-го на перевод ипотечного кредита из одного банка в другой уходит буквально несколько дней. Требуется только фото паспорта и документов по квартире с телефона, заполнение анкет онлайн, и все. Остальное: справки о доходах, трудовую книжку и так далее банк получает сам через «Госуслуги». Сегодня рефинансирование ипотеки — это один визит в банк: непосредственно на сделку, и пару визитов в МФЦ. В случае с МКБ в банк можно не приходить вообще.


Очень много стереотипов было у населения относительно того, что ипотека — это страшно дорого и так далее. Эта история в прошлом году переломилась. Колоссальный рост, про который все говорят: действительно, произошел бум на рынке, наблюдались огромные объемы выдачи ипотечных кредитов. Но, помимо покупки нового жилья, у граждан появилась возможность рефинансировать ипотеку. Раньше это было такое знаменательное событие: семьи решались на это, собирали кучу документов, шли в банк, месяцами там что-то оформляли… Это был тяжелый труд, который не всегда увенчивался положительным результатом, потому что где-то чего-то не хватало. Сейчас ситуация полностью изменилась. Мы, в том числе, активно пошли в сервисную историю. Сейчас по минимальному пакету документов можно в электронном формате прислать фотографии на почту и вскоре человек получает решение. Электронные сделки уже существуют, поэтому покупка квартиры или автомобиля в интернете — это абсолютная реальность, такие сделки мы тоже проводим. Правда, у населения есть скепсис касательно того, как это все проводится, но на практике это просто и позволяет, в частности, молодому сегменту, находящемуся в онлайн-формате, купить квартиру.

В этой связи возникает вопрос о будущем отделений банков для физлиц: нужны ли они вообще? Несмотря на высокие темпы диджитализации, для многих клиентов, особенно для людей старшего поколения, все еще очень важно иметь возможность прийти в банк и поговорить там с живым человеком. И в МКБ решили не лишать своих клиентов такой возможности.


Очень интересно было наблюдать, когда начиналась первая волна пандемии, кто на розничном рынке продолжал работать в отделениях. Мы избрали модель, что наша розничная сеть работает без выходных, несмотря на то, что практически все находились на домашнем режиме. Сейчас все идет в сторону диджитализации, но мы и часть других банков нашли решение в поддержании баланса. Есть сегмент клиентов, которым неудобно посещать банк, и они привыкли работать в диджитал-канале. Для этой аудитории мы прикладываем очень много усилий, создавая мобильное приложение, дополняя его различным функционалом, который позволяет получить ответы по абсолютно всем вопросам клиентов. Но есть второй сегмент клиентов, который привык к традиционному формату обслуживания — это пенсионеры, на обслуживание которых направлен один из ключевых наших фокусов. У нас есть ряд специализированных продуктов для них, поэтому мы поддерживаем их посещение офисов.

Возвращаясь к вопросам диджитализации, стоит отметить, что то же оформление ипотеки онлайн во многом стало возможным благодаря тому, что государство очень активно участвует в переходе в цифру. Легкий доступ к базам данных, взаимодействие госорганов между собой и бизнесом в электронном формате — все это уже сегодня, а завтра нас ждет цифровой рубль.


Эмитентом цифрового рубля является Центральный банк, то есть это один из фон-факторов национальной валюты — российский рубль. Мы все привыкли к наличным, безналичным, но вот должен появиться новый фон-фактор — цифровой рубль. Он сочетает в себе свойства наличных и безналичных рублей. Основным преимуществом цифрового рубля с точки зрения государства является полный контроль оборота денежных средств, понимание того, где, за что и кто рассчитывается, потому что у каждого цифрового рубля будет свой уникальный идентификатор, в отличие от классической наличной валюты, которая не до конца прозрачная. Второе преимущество цифрового рубля — это развитие полноценной безналичной инфраструктуры. Это как раз про то, что переводы между физическими лицами должны стать полностью бескомиссионными, чтобы люди могли обмениваться денежными средствами в виде цифровых рублей, также прием к оплате цифрового рубля под минимальную комиссию для торговых точек: как раз то, что активно развивается в рамках системы быстрых платежей. Все это позволит активно развить безналичную инфраструктуру, при этом развивая максимальную прозрачность оборота денежных средств.

Важная деталь: цифровой рубль — это не криптовалюта. Криптовалюты кардинально отличаются от денег Центрального банка. У криптовалют отсутствует единый эмитент, а также гарантии защиты прав потребителей, их стоимость подвержена серьезным колебаниям, в большинстве стран их нельзя использовать для оплаты товаров и услуг. И, как правило, они не имеют единого института, который обеспечивал бы сохранность таких средств.

Рекомендуем:

Фотоистории

Рекомендуем:

Фотоистории
BFM.ru на вашем мобильном
Посмотреть инструкцию