16+
Вторник, 23 апреля 2024
  • BRENT $ 88.13 / ₽ 8222
  • RTS1163.50
16 июня 2021, 02:30 Политика

К саммиту в Женеве: задача «вербовки» Байдена не стоит. Комментарий Георгия Бовта

Лента новостей

Президент Байден тщательно готовился к встрече с Владимиром Путиным. И больше всего опасался параллелей с саммитом Путин — Трамп в Хельсинки в 2018 году, который был расценен как безусловная политическая победа Путина

Георгий Бовт.
Георгий Бовт. Фото: Михаил Фомичев/ТАСС

Начало российско-американского саммита в Женеве запланировано на 14 часов по московскому времени. Встреча пройдет в трех частях: переговоры в узком составе, затем — в расширенном, потом беседа продолжится после перерыва. Общая продолжительность — около четырех-пяти часов.

В состав российской делегации вошли, в частности, помощник президента Юрий Ушаков, Дмитрий Песков, Сергей Лавров и его заместитель Сергей Рябков, посол в США Анатолий Антонов и глава Генштаба Валерий Герасимов. Также приглашены замглавы администрации президента Дмитрий Козак и спецпредставитель по Сирии Александр Лаврентьев.

В переговорах в узком составе примут участие глава МИД РФ Сергей Лавров и госсекретарь США Энтони Блинкен. Чего ждать от встречи?

Если саммит в Женеве может продлиться четыре-пять часов, значит, повестка обширна. Другой вопрос — удастся ли хоть о чем-то договориться? Наличие в составе делегации Дмитрия Козака и Александра Лавренева подсказывает, что поднимут темы Украины и Сирии. Однако вряд ли Москва пойдет на ревизию Минских соглашений или немедленный уход Башара Асада. Начальник Генштаба Валерий Герасимов — тоже ожидаемая фигура. Переговоры по обновлению Договора СНВ-3, продленного пока на пять лет, неизбежны. На саммите лидеры могут обозначить лишь общие параметры этих переговоров: включать ли туда, к примеру, гиперзвуковое оружие.

С американской делегацией меньше ясности. Понятно лишь, что Байден не хочет оставаться с Путиным тет-а-тет. Поэтому пока минимально «узкий состав» одной из частей саммита — с участием Лаврова и Блинкена. Это не потому, что Байден боится, что Путин его побьет или покусает. Просто Байден страшно не хочет, чтобы нынешний саммит чем-то напоминал встречу Путин Трамп в 2018 году в Хельсинки. Тогда российский президент так хорошо «поработал» с коллегой с глазу на глаз, что тот, выйдя со встречи, отправил своих помощников почти в обморок, заявив, что поверил Путину, а не родному ФБР, в том, что Москва не вмешивалась в выборы 2016 года. Тогда же совместная пресс-конференция обернулась полной имиджевой катастрофой для Трампа.

По слухам из его окружения, в какой-то момент он, поняв это, задумывал было изобразить нечто вроде приступа, чтобы ретироваться. И вот теперь Байден решил подстраховать себя командой надежных помощников, а от совместной пресс-конференции и вовсе отказался.

Еще несколько дней назад не было ясно, будет ли в составе делегации США посол в Москве Джон Салливан. Вроде будет. Он вообще собирается возвращаться на рабочее место. Тогда, возможно, вернется в Вашингтон и посол Анатолий Антонов. Это можно будет подать как маленький успех саммита, хотя о возвращении Салливана уже было объявлено несколько дней назад. Будет ли это дополнено договоренностями о взаимной нормализации работы посольств и консульств — большой вопрос.

Лично у меня есть большие сомнения в том, что Москва хотела бы видеть посольство США и консульские службы в том же размере, в каком они были до конца 2016 года, когда Барак Обама начал «дипломатическую войну» с высылки 30 российских дипломатов. Другим маленьким успехом может стать договоренность об обмене заключенными. Наиболее вероятный вариант: Виктора Бута поменяют на Пола Уилана, осужденного на 16 лет за шпионаж. Его поймали с какой-то флешкой, на которой ФСБ нашло секретные сведения. Если не будет других успехов, то и обмен станет успехом. Однако по таким заниженным критериям успешности обычно судят отношения США с Ираном или Северной Кореей.

Байден тщательно готовился к встрече с Путиным. Важную роль в этом сыграл директор ЦРУ, некогда посол в Москве Уильям Бернс. Сейчас он выступает за «сдерживание России» в духе холодной войны, давая отпор по всем направлениям, где она проявляет активность. Также Байден провел длительный брифинг с такими экспертами по России, как бывшие послы в Москве Майкл Макфолл и Джон Теффт или бывшая сотрудница Совета национальной безопасности Фиона Хилл, которую, бывало, даже на Валдайский дискуссионный клуб приглашали. Консультировала Байдена и Роуз Геттемюллер, известный специалист по вооружениям, бывшая главным переговорщиком по СНВ-3, сейчас она в Стэнфордском университете. Присутствовал Эрик Грин, который в Совете нацбезопасности отвечает за российское направление.

Кстати, именно во время этой консультации Байдену и посоветовали не проводить совместной пресс-конференции. Ему также советовали расширить направления взаимодействия с Россией, включая студенческие обмены и восстановление работы посольств и консульств.

О том, кто консультировал Владимира Путина, мы можем лишь догадываться. Известно, что важную роль в подготовке саммита сыграл секретарь Совета безопасности России Николай Патрушев. Либералом-западником которого точно не назовешь. В любом случае Путин к встрече готов в том плане, что заранее трезво оценивает ее возможный результат. И он не ставит задачи ни «перевербовать» Байдена, ни подружиться с ним, ни тем более заглядывать к нему в душу.

Рекомендуем:

Фотоистории

Рекомендуем:

Фотоистории
BFM.ru на вашем мобильном
Посмотреть инструкцию