16+
Вторник, 28 сентября 2021
  • BRENT $ 79.92 / ₽ 5792
  • RTS1784.19
27 июля 2021, 18:08 Общество

Исследование: 60% учителей в России занимаются репетиторством

Лента новостей

В опросе компании Maximum Education участвовали более тысячи человек со всей страны. Основная цель индивидуальных занятий — дополнительный заработок, отмечают преподаватели из разных регионов

Фото: DPA/ТАСС

Почти 60% российских учителей занимаются репетиторством. Таковы данные исследования компании Maximum Education. Еще 17% думают о том, чтобы начать консультировать. 45% респондентов заявили, что занимаются репетиторством в комбинированном формате — очно или онлайн: 41% — только очно и 14% — только онлайн. Опрос проводился среди более чем тысячи учителей со всей России с 16 по 22 июля.

Business FM спросила у учителей из разных регионов, занимаются ли они репетиторством и по какой причине. Вот что говорит учитель истории и обществознания из города Реж Свердловской области Марина Шарова:

— Я занимаюсь репетиторством очень много, помогаю, консультирую, обращаются знакомые. У нас городок маленький, все мои коллеги, кто тоже пытается занять досуг таким образом, занимаются этим только из-за низкой зарплаты. У меня двое несовершеннолетних детей, живем за чертой бедности. Если книги покупаешь — ремонт не сделаешь, если позволили мясо, например, икру уже не купишь, очень низкий уровень жизни. Работа в школе занимает много времени. У меня высшая категория, 25 лет стажа, средний балл по ЕГЭ составляет 70 баллов и выше, зарплата долгое время была 25 тысяч рублей, представляете?

— Репетиторство проходит онлайн? Как совместить со школой?

— С 16:00 до 21:00 есть пять часов времени, можно консультировать. Продуктивный результат дает, конечно, личное общение.

Об опыте репетиторства рассказала учитель русского языка и литературы из Ижевска Анна Инютина:

— Иногда занимаюсь. Причина в маленькой зарплате, деваться некуда.

— Работа учителя всегда по времени много занимает, как удается совмещать с репетиторством?

— Во-первых, я не беру много часов, потому что это неэффективная работа в школе, если ты на 30 часах классного руководства. Всегда стараюсь взять минимум часов. Выходные у меня оставались на репетиторство.

— Вы занимаетесь очно или онлайн?

— По-разному. Не могу назвать процент учителей, которые занимаются репетиторством, но далеко не все, потому что, во-первых, не у всех может позволить квалификация и спрос, потому что спросом пользуются учителя, которые готовят к ЕГЭ, к ОГЭ, к олимпиадам, а это определенный набор предметов.

Комментирует преподаватель математики и физики из Подмосковья Екатерина:

«Преподавая в подмосковной школе, сложно заработать много, не вырабатывая заоблачное количество учебных часов, после которых нет ни моральных, ни физических сил не то что на репетиторство, но и на другие сферы жизни. Репетиторство для меня — это менее энергозатратный способ заработать приличные деньги, несмотря на то, что все требует подготовки. Занятия даже со средним ребенком один на один забирают гораздо меньше времени, сил, при этом всем поднимают КПД, что повышает качество знаний при добросовестной отработке обеих сторон. Здесь важно, чтобы и преподаватель, и ребенок, и родители контролировали этот процесс, чтобы это не превращалось в зарабатывание денег. При этом я отношусь к набору учеников избирательно, вежливо могу отказать в предоставлении услуг, если вижу, что в занятиях заинтересованы исключительно родители при полном аморфном настрое ребенка».

Учитель истории и обществознания гимназии № 9 города Химки Григорий Назаров рассказал о причинах, почему он занимается репетиторством:

«Занимался репетиторством еще до работы в школе, когда учился на старших курсах университета, получается стаж репетиторства около девяти лет. Во-первых, это интересно, потому что необходим иной подход к обучению одного или двух детей, нежели к обучению всего класса. Вторая причина, конечно, связана с материальными аспектами. В-третьих, это серьезный вызов, потому что если в школе учитель преподает в 11-м классе и у него 36 человек, из них ЕГЭ сдают 10-12 человек, в основном учитель концентрируется на этих ребятах как педагог-профессионал по предмету. На индивидуальных занятиях требования получения высоких баллов на ЕГЭ или, например, победе на перечневых олимпиадах — это серьезный профессиональный вызов, требующий повышения собственной компетенции. Кто-то из коллег много учеников берет, я всегда стараюсь в течение учебного года брать не больше двух, чтобы качество не снижалось, поэтому три-пять дополнительных часов в неделю не сильно усложняют жизнь».

В Китае запретили коммерческое репетиторство по основным школьным предметам. Цель такого шага — облегчить финансовое давление на семьи. Однако эта мера спровоцировала обвал акций китайских образовательных платформ на биржевых торгах, пишет РБК. Фирмы, предлагающие репетиторские услуги по школьной программе, будут зарегистрированы как некоммерческие организации.

Добавить BFM.ru в ваши источники новостей?

Рекомендуем:

Фотоистории
BFM.ru на вашем мобильном
Посмотреть инструкцию