16+
Пятница, 3 декабря 2021
  • BRENT $ 70.83 / ₽ 5217
  • RTS1686.36
16 октября 2021, 02:17 Общество

Госдума готовит законопроект, обязующий соцсети давать пользователям право отключать алгоритмы рекомендаций

Лента новостей

По мнению депутатов, алгоритмы могут формировать аномальный интерес к товарам и контенту и влиять на общественное мнение. Бизнес не согласен — инициатива скажется на его финансовых показателях

Фото: ITAR-TASS

Контент отрегулируют. В Госдуме подготовили законопроект, согласно которому соцсети могут обязать предоставлять пользователям возможность отключения рекомендательных алгоритмов. IT-компании используют их для предложения контента или рекламы, пишет «Коммерсантъ».

По мнению депутатов, эти алгоритмы «повышают риски социальных конфликтов», а также «могут вызывать аномальный интерес к товарам и влиять на общественное мнение». Бизнес же считает, что эта «сырая» инициатива скажется на финансовых показателях.

Под действие документа подпадут все соцсети, новостные агрегаторы и аудиовизуальные сервисы, которые используют алгоритмы для формирования ленты. Это например Facebook, Instagram, YouTube, Spotify, «ВКонтакте», «Яндекс.Музыка» и другие. Их обяжут предупреждать пользователей о том, что контент сформирован на основе анализа данных, и предоставлять возможность отказаться от рекомендаций. Кроме того, компании обяжут сделать публичной информацию о том, на основе каких именно данных формируются рекомендации и из каких они взяты источников. Подпадают ли под это онлайн-кинотеатры — вопрос дискуссионный, отмечал один из авторов инициативы депутат Антон Горелкин.

Идея регулирования рекомендательных механизмов появилась в марте, напоминает «Коммерсантъ»: предложения в Госдуму, Минцифры и Совет Федерации направило московское отделение Ассоциации юристов России. Там считают, что алгоритмы могут создавать аномальный интерес к товарам и влиять на общественное мнение, повышая риски социальных конфликтов. Продолжает председатель Комиссии по правовому обеспечению цифровой экономики московского отделения Ассоциации юристов России Александр Журавлев:

Александр Журавлев председатель Комиссии по правовому обеспечению цифровой экономики московского отделения Ассоциации юристов России «Также немаловажным является момент, связанный с выборным законодательством и воспрещенным контентом, потому что зачастую реклама может быть оплачена, например, из-за рубежа — потребитель получает ту картинку, которая на сегодняшний день на территории РФ является противоправной. Нет такой цели — взять и запретить все. Цель, наоборот, идти к пути приватности и давать право человеку реализовывать это право на приватность в цифровом мире».

Facebook, WhatsApp и Instagram полностью отслеживают предпочтения потребителей и собирают данные в том числе вне соцсетей. Например, отслеживают поисковые запросы, и даже в режиме инкогнито. И, с одной стороны, такое регулирование позволит пользователям получить возможность отказаться от подобной слежки. Плюс ко всему эти алгоритмы не всегда корректно подбирают ленту или рекламу. Комментирует эксперт по информационной безопасности SoftLine Яков Гродзенский:

Яков Гродзенский эксперт по информационной безопасности SoftLine «Тут должно быть представление об интерфейсе социальных сетей и других сайтов, возможности отключения отслеживания их поисковых запросов будущей, соответствующей релевантной рекламы... Использование персональных данных должно четко осуществляться с согласия пользователей и посетителей сайтов. А отслеживание их поисковых запросов отчасти является в той или иной степени нарушением прав на тайну своих поисковых запросов. В интерфейсе должна быть предусмотрена, например, возможность отслеживать только запросы, связанные с музыкой, но не отслеживать все остальное. Это уже, собственно говоря, задача разработчиков соответствующих систем сайтов».

В то же время представители IT-отрасли считают такие предложения избыточными. Все необходимые нормы регулирования рынка в части рекомендательных алгоритмов уже есть. Это, например, закон «О рекламе». Гендиректор аудиосервиса «Сбер.Звук» Михаил Ильичев заявил (цитата по «Коммерсанту»): «Этот шаг можно сравнить с тем, чтобы запретить мерчендайзерам выкладывать товары на полках с учетом того, как часто их покупают, а городским властям — учитывать трафик на дорогах при их планировании». Кроме того, запрет алгоритмов рекомендаций скажется и, например, на подборках музыки и кино в стриминговых сервисах, указывает гендиректор ассоциации «Интернет-видео» Алексей Бырдин:

Алексей Бырдин гендиректор ассоциации «Интернет-видео» «Удовлетворенность пользователей от развивающихся систем рекомендаций внутри видеосервисов непрерывно растет. Я сомневаюсь, что кто-то из пользователей аудиовизуальных сервисов, если какой-то закон будет обязывать предоставить ему возможность отключить рекомендательную систему, будет этой опцией пользоваться. Никто не ограничивает пользователя в использовании поиска или алфавитных каталогов. Нужно просто понимать, что то, как это реализовано в неких закрытых каталогах, которыми все равно являются аудиовизуальные сервисы, — это совершенно не то же самое, что торговые площадки или агрегаторы туристических предложений по отелям, билетам, чему угодно».

В ассоциации «Интернет-видео» (объединяет ivi, Okko, Amediateka) считают, что проблема сформулирована расплывчато, а сама идея «сырая». В то же время некоторые соцсети готовы к такому регулированию. Это в частности, «ВКонтакте», и также недавно Facebook выразил готовность предоставить своему наблюдательному совету доступ к алгоритмам формирования «умной ленты», отмечает «Коммерсантъ».

Добавить BFM.ru в ваши источники новостей?

Рекомендуем:

Фотоистории
BFM.ru на вашем мобильном
Посмотреть инструкцию