16+
Пятница, 26 апреля 2024
  • BRENT $ 89.44 / ₽ 8240
  • RTS1178.69
20 октября 2021, 23:57 Политика

Нерабочие дни: то ли карантин, то ли каникулы. Комментарий Георгия Бовта

Лента новостей

Наверняка региональные власти тут будут действовать по принципу «кто в лес, кто по дрова», считает политолог. Тактика борьбы перестраивается на ходу, оставляя многих в недоумении по поводу того, а есть ли общая стратегия, отмечает он

Георгий Бовт.
Георгий Бовт. Фото: Михаил Фомичев/ТАСС

Президент Владимир Путин подписал указ об объявлении нерабочих дней в России с 30 октября по 7 ноября с сохранением за работниками заработной платы. При этом руководители регионов, исходя из санитарно-эпидемиологической обстановки, вправе установить дополнительные нерабочие дни как до этих дат, так и после. Также регионы сами могут решать, как будут работать там учреждения культуры и здравоохранения. На региональных уровнях уже вводятся свои ограничения. Что же дальше будет?

К введению некоего подобия локдауна в стране подталкивало все развитие пандемии в последние несколько недель после окончания сезона отпусков и проведения выборов. Но пока нет ощущения, что он будет таким же жестким, как несколько недель весной прошлого года. Власти учитывают и усталость от темы пандемии в принципе, и нарастающее раздражение населения, значительная часть которого скорее еще больше напряжется в случае ужесточения мер борьбы с заразой, нежели если их отменят вдруг вовсе и пустят дело на самотек. Мол, кому суждено умереть — те пусть и умирают, как талдычат нам из всех щелей ковид-диссиденты и антиваксеры. Кстати, их пропаганде саботажа и мракобесия одновременно по-прежнему нет никакого должного отпора.

Наши власти снова используют уникальный российский термин для обозначения процесса приостановки экономики — «нерабочие дни», избегая страшных слов «карантин», «чрезвычайная ситуация» и тем более «комендантский час», как в некоторых странах Европы. Это тоже призвано смягчить политическую реакцию. И, в частности, означает, что основная тяжесть принимаемых мер ляжет на работодателей, в том числе по части выполнения высказанных рекомендаций предоставить еще дополнительно два оплачиваемых дня на прохождение вакцинации. Хотя правительство готовит новый раунд мер помощи, аналогичной той, которая предпринимались весной прошлого года. Но не более того, несмотря на более значительные масштабы нынешней волны.

Остается впечатление, что решение о нерабочих днях принималось в последний момент и что оно еще не обросло всеми подробностями, которые вскоре почувствуют на себе жители конкретных регионов. Право огласить неприятные детали «квазилокдаунов» снова делегировано на губернаторский уровень. Этим же начальникам предоставлено право определять уровень обязательной вакцинации, как деликатно обговаривается всякий раз, «отдельных категорий граждан». Хотя, по идее, такой уровень в масштабах всей страны — и не для отдельных, а для всех не имеющих противопоказаний граждан — мог бы быть определен на федеральном уровне соответствующим законом путем внесения прививки от ковида в календарь прививок и принуждения к ним широких масс населения хотя бы с помощью той же негативной мотивации, как-то — введение QR-кодов, ограничивающих возможности непривитых в случае немотивированного отказа от вакцинации.

При этом федеральный центр недвусмысленно рекомендует регионам стимулировать прививочный процесс, давая намек — и он прозвучал в ходе совещания с президентом, — что, мол, выход из режима нерабочих дней должен сопровождаться жестким введением QR-кодов, на основе которых только и можно посещать общественные места. Список таких мест тоже оставлен на усмотрение регионов. Собственно, это и так уже почти повсеместно делается. Однако остается подозрение, что на самые крайние меры типа запрета посещения магазинов и ресторанов без QR-кодов отважатся далеко не все.

Ошибки сверхжестких карантинных мер прошлой весны будут учтены. Хотя, какие тут меры сверхжесткие, а какие нет, учитывая отчаянную ситуацию, не вполне понятно.

Любопытна была оговорка Путина в ходе совещания, когда он рассказал, что некоторые люди из его окружения — близкие и однокурсники, как он уточнил, — до сих пор не привились. Все-таки интересно, кто эти люди, которые могут себе позволить не следовать настоятельным советам самого президента? Или же советы не настолько настоятельны?

Вот, к примеру, пресс-секретарь президента Дмитрий Песков, который переболел еще прошлой весной, говорит, что не прививался, поскольку у него высокий титр антител. Между тем высокий титр антител спустя более чем полгода после болезни, согласно нормативам Роспотребнадзора, не считается достаточным основанием ни для отвода от прививки, ни для предоставления QR-кода. Все эти нюансы опять могут породить в людях подозрения, что власти непоследовательны в борьбе с заразой и дают противоречивые сигналы.

Также в ходе совещания была высказана рекомендация-просьба — но только от имени вице-премьера Татьяны Голиковой — гражданам ограничить передвижение между регионами. Однако вопросы межрегионального передвижения никак не отражены в соответствующем указе президента. Это вроде вопрос федерального уровня. Может, разъяснения даст правительство.

Наверняка региональные власти тут будут действовать по принципу «кто в лес, кто по дрова». В самые ближайшие дни нас, надо полагать, ждут дальнейшие уточнения и подробности относительно того, как будет выглядеть новый раунд «нерабочих дней» на практике. Тактика борьбы перестраивается на ходу, оставляя многих в недоумении по поводу того, а есть ли общая стратегия.

Рекомендуем:

Фотоистории

Рекомендуем:

Фотоистории
BFM.ru на вашем мобильном
Посмотреть инструкцию