16+
Среда, 8 декабря 2021
  • BRENT $ 75.18 / ₽ 5532
  • RTS1612.73
23 ноября 2021, 16:31 Общество

Росавиация связала ошибки пилотов с неудобными кабинами самолетов

Лента новостей

Ведомство выпустило аналитику по безопасности полетов. В ней отмечается, что в кабинах неудобно расположены кнопки управления системами самолета, а также отсутствует защита от ошибочного нажатия

Фото: depositphotos.com

Росавиация пришла к выводу, что эргономические особенности оборудования кабин самолетов являются одним из факторов, с которым связаны ошибки пилотов, пишут «Известия». Речь идет о неудобном расположении и одинаковой форме органов управления системами воздушного судна и отсутствии защиты от ошибочного или непреднамеренного нажатия. Из-за этого пилоты случайно выключают двигатели или убирают шасси при посадке.

Это касается конструкции кабин практически всех лайнеров. Но отдельно отмечается Sukhoi Superjet 100. Один из последних инцидентов с лайнером произошел не так давно: командир авиакомпании «Азимут» на высоте 10 километров ошибочно нажал на кнопку аварийного выпуска шасси при недопустимой для этого скорости.

Кроме того, по мнению Росавиации, пилоты часто ошибаются из-за несоблюдения стандартных рабочих процедур и недостатка взаимодействия между членами экипажа.

Комментирует пилот-инструктор гражданской авиации Алексей Базеев:

— Шасси фиксируются. Здесь не просто дернул вверх — уборка, вниз — выпуск. Нет, там надо еще дополнительные действия обязательно сделать. Другое дело, человек отвлекся, о чем-то другом подумал, ну, бывает, люди ошибаются, а чего, в чем дело? Это от профессионализма пилота зависит. Это именно и отрабатывается и на тренажере, и на теоретических занятиях, они предусмотрены каждый месяц, чтобы таких ошибок не было, вплоть до того, что разные руки должны быть. Забивают в подкорку, что, если тебе сказали «шасси», ты дергай не левой рукой, а правой, а если «закрылки» — наоборот. А вот эти [причины], которые озвучили, так они 60 лет назад были все те же, потому что человек не изменился и у него все те же могут выскочить ошибки.

— Недостаток взаимодействия между пилотами. Вы согласны с таким фактором?

— Вполне. В Советском Союзе была инструкция по взаимодействию и технологии работы экипажа. Ты ее должен был знать, чтобы от зубов отскакивало, и кто чего делает на любом этапе полета. Но расписано — это одно, а вот не ошибиться — это другое, человек не машина.

Помимо случая с SSJ-100 в документе Росавиации приведены похожие инциденты с самолетами Boeing 738, Diamond, Ан-148, Ту-154 и другими. В Boeing отказались комментировать документ Росавиации. А в корпорации «Иркут», которая производит SSJ-100, отметили, что в документе не сказано о проблемах или недостатках самолета: речь идет только о подготовке пилотов. Также там отдельно уточнили, что в их самолете все системы защищены от непреднамеренного нажатия.

Кнопки SSJ-100 и других лайнеров не имеют отношения к ошибкам пилотов, считает командир экипажа самолета Airbus А320 авиакомпании «Аэрофлот» Андрей Литвинов:

— У нас летают люди на SSJ, и я от них не слышал, что там что-то неудобно и какие-то кнопки путаются. Видимо, Росавиации виднее, в чем я сомневаюсь. Но это кто им так сказал, что они такие выводы делают? Это летчики им так рассказали, что они путают кнопки и для них это неудобно? Я не слышал такого лично сам, а им надо как-то реагировать, Росавиации, надо что-то говорить, они начинают выковыривать [причины]. Значит, нужны какие-то действия дальше: давайте самолет переделывать, давайте программу обучения переделывать. Если их что-то не устраивает в подготовке пилотов, пусть они поглядят в зеркало и найдут там виновных. Потому что ежедневно тысячи самолетов поднимаются в воздух по всему миру, а кнопки путают почему-то только у нас и нигде больше. Конечно, каждый пилот учится на конкретное воздушное судно, имеет допуск на это воздушное судно, но все равно все программы обучения пилотов утверждаются Росавиацией.

— То есть не в конструкции дело? Надо именно обучение пересмотреть?

— И то и другое. Если они считают, что конструкция влияет на безопасность данного типа самолетов, значит, пускай они выходят с предложениями к конструкторам и производителям этого самолета и исправляют эти косяки. Если они проводят такой разбор и делают такое заключение, то мы ждем от них действий: давайте делать так, чтобы полеты были безопасными.

В Росавиации отметили, что документ выпущен лишь для информирования «специалистов в отрасли о вопросах безопасности».

Добавить BFM.ru в ваши источники новостей?

Рекомендуем:

Фотоистории
BFM.ru на вашем мобильном
Посмотреть инструкцию