16+
Четверг, 25 апреля 2024
  • BRENT $ 88.08 / ₽ 8148
  • RTS1171.06
8 декабря 2021, 11:50 Политика

Как можно оценить переговоры Владимира Путина и Джо Байдена? Комментарий Георгия Бовта

Лента новостей

Разговор двух президентов продлился два часа, что, наверное, следует считать не очень хорошим признаком, считает политолог. Главная интрига теперь в том, какие действия предпримут Москва и Вашингтон и смогут ли эти действия хотя бы временно способствовать деэскалации ситуации

Георгий Бовт.
Георгий Бовт. Фото: Михаил Фомичев/ТАСС

Разговор президентов России и США по видеосвязи продлился около двух часов. В ходе подготовки к этим переговорам в западной прессе появились многочисленные утечки о том, какие жесткие санкции могут грозить России в случае агрессии против Украины. Уже перед самыми переговорами Пентагон снова подтвердил, что по его данным наращивание военной силы России близ украинских границ продолжается. По итогам переговоров Белый дом США опубликовал короткое сообщение, где говорилось что в ходе видеозвонка с президентом России Владимиром Путиным были обсуждены темы отношений между США и Россией, включая озабоченность Америки по поводу военной деятельности России на границе с Украиной, также были упомянуты киберугрозы и ряд региональных проблем, в числе которых в самом конце был упомянут Иран. Как можно оценивать в целом данный разговор и принесет ли он снижение напряженности на юго-востоке Украины?

Информационные сообщения, появлявшиеся накануне переговоров президентов в западных СМИ, оставляли ощущение жесткого прессинга. То ли это было обозначение переговорных позиций, то ли откровенный шантаж, то ли предварительное информирование и подготовка оппонента с тем, чтобы избежать резкой реакции в ходе самой беседы. При этом набор упоминавшихся возможных санкционных мер действительно носит беспрецедентный характер. Они подразумевают не только санкции против ряда российских банков и предприятий энергетической отрасли, но и фактически отключение России от мировой финансовой системы. Видимо, для того чтобы еще больше нагнать страха и драматизма, перед самым началом разговора президентов появилось сообщение CNN о том, что Америка готова даже к эвакуации своих граждан из Украины в случае агрессии со стороны России.

Зато сразу после завершения телефонного разговора появились сообщения о том, что в Конгрессе США законодатели решили убрать из уже согласованного проекта бюджета Пентагона такие поправки, как санкции против газопровода «Северный поток — 2», запрет на обращение с российским госдолгом для граждан США и персональные санкции в отношении 35 российских высокопоставленных лиц и крупных предпринимателей. Насколько это можно считать пряником на фоне тех многочисленных кнутов, которыми размахивали в СМИ накануне переговоров? Все же обольщаться по поводу данных инициатив конгресса не стоит. В любом случае, их не следует расценивать как оперативную реакцию на результаты переговоров президентов, поскольку конгресс, в силу целого ряда процедурных моментов, на такую оперативную реакцию не способен. Эти шаги были согласованы с администрацией раньше и прежде всего с целью предоставить ей свободу рук в отношениях с Россией и в принятии тех действий, которые Белый дом сочтет нужными в зависимости от исхода переговоров с Путиным и от дальнейших действий Москвы.

После разговора с Путиным Байден стал созваниваться с основными европейскими союзниками Америки — лидерами Германии, Франции, Италии и Великобритании. Он говорил с ними и за день до видеосаммита, дабы согласовать позиции. И вот теперь поспешил доложить о полученных или не полученных результатах. Дело в том, что курс на единый фронт западных демократий в отношениях с Россией — одна из ключевых идей внешнеполитической стратегии нынешней администрации, отличаясь этим от хаотичных метаний предыдущей команды.

По итогам таких коллективных консультации в понедельник никаких отступлений от генеральной линии со стороны европейских партнеров не было, все они были солидарны в том, что виновницей эскалации ситуации вокруг Украины является исключительно Россия, которая, дескать, стягивает свои войска и готовится к агрессии.

Если же говорить о первых чисто эмоциональных впечатлениях о переговорах, то сам факт их продолжительности всего в два часа, наверное, следует считать не очень хорошим признаком. Двух часов вполне достаточно, чтобы подробно изложить каждой из сторон свою ультимативную позицию и набор угроз, но кажется совсем недостаточным для того, чтобы подробно о чем-нибудь договориться. Можно лишь взять паузу для более детального обсуждения предложений и угроз противоположной стороны со своими советниками и союзниками. Для сравнения, прошедшие в видеоформате беседа Джо Байдена с руководителем КНР Си Цзиньпином, в отношениях с которым проблем тоже хватает, длился в середине ноября 3,5 часа, а пресс-релиз Белого дома по его итогам был раз в пять длиннее, чем нынешнее 13-строчное сообщение.

Любопытно, что даже российская и американская версии того, в каком составе проходили переговоры, отличаются прямо противоположным образом. Если российские источники говорили о том, что разговор шел жестко один на один, и даже переводчики сидели в соседних комнатах, то на фотографии, распространенной Белым домом, видно, что по обе стороны стола во главе которого сидел Байден, в ситуационной комнате находились госсекретарь Энтони Блинкен, советник по национальной безопасности Джейк Салливан и старший директор по России и Центральной Азии Госдепартамента Эрик Грин.

Очевидно, что по горячим следам разговора президентов будут появляться новые подробности и трактовки того, о чем они пытались договориться. В то же время еще накануне беседы было ясно, что по ключевому вопросу внешнеполитической ориентации Украины на НАТО никакой договоренности достигнуто быть не может. Слишком далеко тут все зашло.

Теперь главная интрига состоит в том, какие действия предпримут Москва и Вашингтон и смогут ли эти действия хотя бы временно способствовать деэскалации ситуации. Слишком много было сказано резких слов и выдвинуто фактически ультиматумов, чтобы так просто одна из сторон сделала теперь вид, что ничего не было.

Пожалуй, единственным светлым пятном во всей этой драматичной картине является упоминание в самом конце короткого пресс-релиза Белого дома Ирана. Видимо, президенты обсуждали возможность сотрудничества по возвращению этой страны к соблюдению «ядерной сделки» 2015 года, из которой, впрочем, США во времена Трампа вышли в одностороннем порядке. Ранее сотрудничество Москвы и Вашингтона по этому направлению временами было конструктивным. Так что если они успели за два часа обсудить еще и Иран, это означает как минимум, что они не все время только и делали, что переругивались на тему Украины. Однако один Иран ситуацию не спасает.

Рекомендуем:

Фотоистории

Рекомендуем:

Фотоистории
BFM.ru на вашем мобильном
Посмотреть инструкцию