16+
Четверг, 28 марта 2024
  • BRENT $ 86.40 / ₽ 7971
  • RTS1128.26
10 декабря 2021, 21:55 Общество

«Я хочу, чтобы журналисты умирали старыми». Дмитрий Муратов выступил с нобелевской речью

Лента новостей

Он назвал журналистов «антидотом тирании» и объявил минуту молчания в память о погибших коллегах. Основные тезисы речи Муратова — в кратком пересказе на Business FM

Дмитрий Муратов.
Дмитрий Муратов. Фото: Stian Lysberg Solum/NTB/Reuters

Сегодня в Осло состоялась церемония вручения Нобелевской премии мира. Награду в 2021 году получили журналисты — Дмитрий Муратов из России и Мария Ресса с Филиппин. По традиции лауреаты произнесли речь.

Главный редактор «Новой газеты» говорил почти 20 минут, начал он с цитаты другого нобелевского лауреата — академика Андрея Сахарова:

«Я убежден, что свобода убеждений, наряду с другими гражданскими свободами, является основой прогресса. Я защищаю тезис об определяющем значении гражданской и политической свобод в формировании судеб человечества. Я убежден, что международное доверие, разоружение и безопасность немыслимы без открытости общества, свободы информации, убеждений, гласности. Мир, прогресс, права человека — эти три цели неразрывно связаны».

Муратов посчитал необходимым, чтобы слова Сахарова прозвучали в этом же зале еще раз 46 лет спустя. Муратов объяснил это тем, что, по его мнению, мир вновь потянулся к диктатуре.

В своем выступлении главред «Новой» много говорил о проблеме прав человека в России. Он упоминал и дело в отношении «Мемориала» — организации, признанной в России иноагентом, и Алексея Навального, и тему пыток в тюрьмах, также вспоминал о погибших в Чечне солдатах. И всякий раз он призывал к миру, призывал не повторять ошибок прошлого и не развязывать новых войн.

«Прекратить ястребиный клекот!» — процитировал Муратов еще одного лауреата Нобелевской премии мира Михаила Горбачева, который именно этой фразой отреагировал на требование одного из советских министров оставить войска в Афганистане.

Главред «Новой» также призвал представителей фарминдустрии, от которых зависят судьбы людей с орфанными заболеваниями (в том числе со спинальной мышечной атрофией — СМА), потратиться на доступные лекарства и сесть наконец за круглый стол с журналистами. Потому что сейчас журналистам приходится собирать деньги на лечение людей с этими тяжелыми болезнями. Муратов при этом отметил, что государство поддержало усилия его коллег в этом направлении, в том числе признанных иноагентами.

Журналистика в России сейчас переживает темные времена, заявил Дмитрий Муратов, но напомнил, что именно журналисты своими расследованиями помогают пролить свет на те или иные события, установить истину. Но цена этой истины иногда, к сожалению, — жизнь. Орхан Джемаль, Кирилл Радченко, Александр Расторгуев, Игорь Домников, Юрий Щекочихин, Анна Политковская, Анастасия Бабурова, Станислав Маркелов, Наталия Эстемирова — Нобелевскую премию Муратов посвятил погибшим журналистам и своим живым коллегам, сообществу, которое выполняет профессиональный долг. Напомнив, что сейчас выполнять этот долг им очень трудно. Ситуацию с присвоением российским журналистам и правозащитникам статуса иноагентов Муратов в своей речи сравнил с тем, как большевики выгнали из России почти 300 виднейших представителей интеллектуальной элиты.

Теперь вместо «философского парохода» улетает «журналистский самолет», сказал Муратов, подчеркнув, впрочем, что это, конечно же, метафора. А закончил свою речь нобелевский лауреат так:

«В русском и в английском и в других языках есть поговорка: «Собака лает, а караван идет» — «The dog barks, but the caravan goes on». Ее трактуют так: движению вперед каравана ничто не помешает. Иногда власть так пренебрежительно говорит о журналистах: они лают, но ни на что не влияют. А я недавно узнал, смысл поговорки имеет противоположное значение. Караван идет вперед, потому что собаки лают. Рычат и кидаются на хищников в горах и пустынях. И движение вперед возможно, только когда они сопровождают караван. Да, мы рычим и кусаем. У нас клыки и хватка. Но мы — условие движения. Мы — антидот от тирании».

В завершение Муратов попросил всех собравшихся почтить память погибших коллег минутой молчания, после которой сказал: «Я хочу, чтобы журналисты умирали старыми».

Рекомендуем:

Фотоистории

Рекомендуем:

Фотоистории
BFM.ru на вашем мобильном
Посмотреть инструкцию