16+
Четверг, 25 апреля 2024
  • BRENT $ 88.39 / ₽ 8143
  • RTS1176.58
24 января 2022, 15:12 Право

ФНС потребовала у инспекторов перестать вызывать налогоплательщиков по поводу и без

Лента новостей

По словам экспертов в области налогообложения, ФНС не имеет права не только постоянно вызывать налогоплательщиков на комиссию, но и звонить им и вести с ними переписку по электронной почте

Фото: Кирилл Кухмарь/ТАСС

Обновлено в 16:58

Федеральная налоговая служба направила в свои подразделения два письма, в которых просит прекратить злоупотреблять правом вызова для уточнения широкого круга вопросов, пишут «Ведомости».

По данным ФНС, проверяющие требуют явиться в инспекцию, чтобы уточнить декларации, исправить ошибки в отчетности, хотя достаточно отправить документы дистанционно. Вызывают на комиссии по легализации налоговой базы, при том что такой формат упразднили еще два года назад, а также просят документы, которые непричастны к делу.

Зачастую инспекторы даже не уточняют причины беспокойства, что не только лишает налогоплательщиков возможности подготовиться к разговору, но и ведет «к формированию отрицательного отношения к налоговым органам в целом».

Вызовы на очные встречи — это лишь доля того, как инспекторы злоупотребляют положением, считает директор московского офиса компании Tax Consulting UK Эдуард Савуляк.

— Они считают, что, если им просто что-то непонятно, чем разбираться, проще вызвать налогоплательщика. Поэтому то, о чем мы на самом деле сейчас говорим, то, что они вызывают их для дачи показаний, это еще верхушка айсберга, потому что гораздо чаще они просто звонят. На самом деле, такого вида общения с налоговыми органами, как общение по телефону, дача разъяснений на электронную почту, такого не предусмотрено нигде. Но подавляющее большинство налоговиков предпочитают просто звонить и выяснять, что им нужно, по телефону. Если налогоплательщик считает себя продвинутым, что по телефону он ничего давать не обязан, вот такое меньшинство они вызывают к себе. Поэтому в целом, конечно, практику такую хорошо бы изжить. С одной стороны, нам говорят про автоматизацию, что все там само собой считается, с другой стороны, когда что-то немножко зависает в налоговой, получается, они сами разобраться не могут и заставляют разбираться налогоплательщика. Программы есть всякие разные у налоговой, она вообще в электронном виде только принимает все, она уже давно не принимает ничего на бумажных носителях, как минимум пару лет.

— А переписываться они тоже не должны?

— Конечно, нет. Положено отчитываться, условно говоря, раз в месяц, раз в квартал, раз в год. Если налоговикам что-то непонятно, прямо вообще непонятно, они могут в рамках проверки это все сделать, а вот крупные компании сталкиваются с тем, что каждый день возникают вопросы и постоянно на телефоне сидят налоговики, постоянно что-то спрашивают. Если так строго называть, это превышение должностных полномочий.

Большой вопрос заключается в том, как ФНС будет контролировать выполнение своих требований, говорит партнер компании Taxadvisor Дмитрий Костальгин.

— Предыдущий опыт показывает, что с этим контролем есть определенные проблемы, возможно, в том числе в отсутствии каких-то эффективных механизмов, которые можно применять к нижестоящим правовым органам, потому что, строго говоря, подход «на земле» может быть такой: начальство далеко в Москве и высоко, поэтому нам здесь нужно выполнять свои задачи, более приземленные, а о высоком думать будем потом.

— Диалог между бизнесом и налоговой это не нарушит, если контроль усилят?

— Мне кажется, здесь, безусловно, надо искать баланс в коммуникациях. То есть если мы говорим именно про комиссии, то в данном случае цель в том, чтобы если и вызывать налогоплательщика, то прямо указывать, по каким вопросам, что вас конкретно интересует и какие документы ему нужно принести. Если же вы говорите про ситуацию, что подали декларацию или какие-то документы инспектору, а они непонятны, то это нормальная практика, когда просто исполнители созваниваются и уточняют в рабочем порядке, что непонятно и что конкретно интересует. Здесь абсолютно нормальная человеческая коммуникация, ее уж точно регулировать не стоит. А вот именно ситуацию, когда вызывают по каждому вопросу и при этом требуют обязательно почему-то, что директор должен прийти вне зависимости о того, в вашей организации пять человек или 500, то в первую очередь это направлено на такие случаи, когда налоговый орган, по сути, злоупотребляет, использует этот механизм как давление на налогоплательщика.

В двух письмах инспекторам ФНС указывается, что недопустим вызов налогоплательщика без веских оснований. Также ФНС обращает внимание на распространенные нарушения и ошибки, которые допускают налоговики.

Рекомендуем:

Фотоистории

Рекомендуем:

Фотоистории
BFM.ru на вашем мобильном
Посмотреть инструкцию