16+
Пятница, 19 апреля 2024
  • BRENT $ 87.29 / ₽ 8156
  • RTS1173.68
18 февраля 2022, 21:53 Политика

Лукашенко попросил порт под Санкт-Петербургом

Лента новостей

Насколько выгодно для РФ строительство порта для перевалки белорусских грузов и рискуют ли российские бизнесмены попасть под санкции за помощь в вывозе калийных удобрений?

Фото: EPA

Владимир Путин распорядился немедленно начать строительство терминала для перевалки белорусских грузов, заявил глава Белоруссии Александр Лукашенко на пресс-конференции по итогам двусторонних переговоров, сообщает «Интерфакс».

По словам Лукашенко, деньги на строительство порта есть, однако он не уточнил источники финансирования. На чьи деньги и в какой срок может быть построен порт? Мнение управляющего партнера компании «Инфрапроекты» Алексея Безбородова:

— Это 10-15 млрд рублей как минимум. Времени не менее четырех лет. И странно вообще все это выглядит, потому что еще три недели назад премьер-министр Белоруссии говорил, что все решено, все вопросы утрясены, вся логистика продумана. Сейчас оказывается ничего не решено.

— Получается, что логистические проблемы только начинают решаться?

— Я не уверен, потому что вопли о порте — это не решение проблемы. Эти разговоры не решат проблему сегодня, завтра или послезавтра. Через три года можно будет достроить порт. Альтернатив как минимум четыре, включая замены сырьем между российскими и белорусскими владельцами калийных удобрений. Там много всяких разных схем: замены, свопы и так далее. Но надо над этим работать, и лучше втайне. Может быть уже работают.

— На чьи деньги он будет построен?

— На деньги владельцев калийных корпораций. А на чьи еще? «Беларуськалий» естественно должен это финансировать. Никак иначе.

— А Россия вообще не будет причастна к строительству или тоже внесет свою лепту?

— А нам это зачем?

Что получит Россия от реализации проекта с белорусским портом? Комментарий политолога Дмитрия Болкунца:

— В какой-то степени строительство порта выгодно самой Российской Федерации, и в перспективе выгодно, что транзит грузов из Белоруссии пойдет через РФ. Но надо понимать, кто будет это спонсировать и на кого все это будет оформлено. Лукашенко говорил, что это будет некий белорусский бизнесмен, но как-то у меня есть сомнения, что Россия согласится на какое-то физическое лицо оформлять порт. Это рабочие места и налоги, но вряд ли это будет строить Россия, единственное, что, может быть, кредит предоставит, но я очень сильно сомневаюсь, что российские бизнесмены готовы будут сейчас подставляться под удар санкционный и в этом участвовать. Тем более, что было на днях заявление «Уралхима», который опроверг любые коммуникации с «Беларуськалием», и вбросы, которые были по поводу того, что якобы российские компании ведут переговоры о покупке «Славкалия», который Гуцериеву принадлежал. Любая вообще фотография рядом с Лукашенко автоматически может означать попадание под санкции, вплоть до запрета на посещение европейских стран. Никакой бизнесмен российский на это не готов будет пойти. А инвестировать смогут калийщики. «Белорусская калийная компания» вполне себе богата, и надо понимать, что у Лукашенко есть свои личные сбережения, которые он может потратить на строительство порта, только я не понимаю, зачем он это будет делать. Сейчас он, конечно, будет просить у России какой-то кредит на эту историю.

— Это усилит санкционное внимание к России?

— Если Россия построит порт, к санкциям это не будет иметь отношения. Если Россия будет помогать Лукашенко вывозить калийные удобрения, она может попасть под вторичные санкции.

Как сообщает «Портньюс», власти Ленинградской области предложили Белоруссии рассмотреть для целей строительства терминала порт в Приморске.

В Приморске к декабрю 2024 года планируется завершить строительство «Приморского универсально-перегрузочного комплекса» — первого в Балтийском бассейне глубоководного портового комплекса. Основные виды грузов, которые будут обрабатываться в порту: уголь, минеральные удобрения, контейнеры, генеральные грузы и сельскохозяйственная продукция. Проектная мощность — до 97 млн тонн грузов в год. На нее порт должен выйти к 2030 году. Объем инвестиций в проект — 90 млрд рублей.

На фоне санкций США в отношении «Беларуськалия» по решению правительства Литвы «Литовские железные дороги» с 1 февраля расторгли договор с компанией о транзите калийных удобрений и прекратили их перевозку. Договор предусматривал транзит через Литву по железной дороге и перевалку в порту Клайпеды 11 млн тонн белорусского хлоркалия в год.

Украина с 16 февраля ввела временные ограничения на транзит белорусских калийных удобрений, а также была вынуждена отказаться от их покупки. По словам Лукашенко, в Киеве попросили США помочь с удобрениями, но там отказали.

Рекомендуем:

Фотоистории

Рекомендуем:

Фотоистории
BFM.ru на вашем мобильном
Посмотреть инструкцию