16+
Вторник, 23 апреля 2024
  • BRENT $ 88.13 / ₽ 8222
  • RTS1163.50
24 марта 2010, 07:34 Авто

Иномарки могут стать дешевле

Лента новостей

Минэкономразвития предлагает снизить таможенные пошлины на новые иномарки до 25%. Однако добиться этого будет непросто, ведь против этой меры выступает Минпромэнерго

Пошлины на новые иномарки могут быть снижены до 25%. Фото: РИА Новости
Пошлины на новые иномарки могут быть снижены до 25%. Фото: РИА Новости

Правительство РФ может в ближайшее время обсудить возможность снижения импортных пошлин на новые иномарки, сообщило во вторник РИА «Новости» со ссылкой на источник в правительстве.

По словам источника, соответствующие предложения подготовило Минэкономразвития. «Министерство выступает за сохранение пошлин на подержанные легковые иномарки, а также на все грузовики и автобусы иностранного производства. В то же время предлагается рассмотреть возможность снижения пошлин на новые легковые иномарки», — пояснил анонимный представитель правительства.

В настоящее время пошлины на ввоз иномарок составляют 30%, в то время как до кризиса они находились на уровне 25%. Таким образом, речь идет о возврате к первоначальному размеру пошлины.

Оппонентом Минэкономразвития по данному вопросу выступает Минпромторг. Вопрос скоро будет обсуждаться на правительственной комиссии по таможенной политике, возглавляемой Виктором Зубковым.

Напомним, что пошлины на иномарки были увеличены в январе прошлого года — как утверждалось, временно, до окончания кризиса. И если на новые автомобили они выросли до 30% (но не меньше 1,2–2,8 евро за 1 куб. см объема двигателя), то на подержанные авто сроком от трех до пяти лет — до 35% (но не меньше 1,2–2,8 евро за 1 куб.см), а на машины старше пяти лет — до 2,5–5,8 евро за 1 куб. см двигателя.

Сейчас в Минэконмразвития указывают, что новые импортные автомобили не конкурируют с произведенными на территории России моделями и приводят соответствующую ценовую статистику. Так, по данным министерства, средняя цена на российские автомобили составляет около 7,4 тысячи долларов, на иномарки российской сборки – 13,8 тысячи, а на импортируемые иномарки – 21,1 тысячи долларов.

Кроме того, в Минэкономразвития считают, что высокие таможенные ставки могут привести к техническому застою и злоупотреблениям монопольным положением на рынке у российских производителей.

С таким подходом согласен руководитель департамента налогового и финансового консалтинга АКГ «Интерком-Аудит» Андрей Приходько. «Эти аргументы не только оправданы, но и фактически подтверждены сложившейся практикой. Ведь пошлины на автомобили уже поднимались на протяжении этих десяти лет не первый раз. Это приводило только к росту цен на автомобили на отечественном рынке, в частности на российские модели. Данный факт никак не сказывался на повышении конкурентоспособности отечественного автопрома, основные проблемы которого кроются, очевидно, в ином», — указывает эксперт.

С ним согласен и гендиректор Vector Market Research Дмитрий Чумаков, по мнению которого через некоторое время снижение пошлин на новые иномарки будет вполне обосновано и позволит российским покупателям приобретать более привлекательные в ценовом отношении автомобили. «С точки зрения конкуренции, это будет более полезно для рынка, это вынудит тех автопроизводителей, которые уже имеют производство в России, формировать более конкурентоспособные предложения и по цене, и по другим составляющим предложения. Вместе с тем, те автопроизводители, которые не имеют еще производства в России, либо предлагают те модели, которые в России еще не производятся, они смогут так же формировать достаточно конкурентные предложения», — заявил BusinessFM эксперт.

Есть у Минэкономразвития и другие аргументы. В министерстве указывают, что по поводу снижения пошлин до докризисного уровня к России настоятельно обращаются партнеры России по Таможенному союзу — Белоруссия и Казахстан, промышленность которых пока развита недостаточно, но которые вынуждены назначить такие же пошлины, как и Россия. Критикует Россию и ЕС, так как высокие пошлины не соответствуют декларации G20 о противодействии протекционизму.

В результате кризиса и новой таможенной политики доля продукции российского автопрома выросла на рынке с 40,2% в 2008 до 51,5% в 2009 году, тогда как импорт новых легковых машин сократился за истекший год в 3,2 раза. Ввоз машин со сроком эксплуатации до 5 лет обвалился тридцатикратно, их доля на рынке сейчас всего 2,4%.

«Да, определенную роль пошлины сыграли: в страну практически перестали ввозить старые автомобили; сократился ввоз и новых машин, хотя конечно в меньших объемах, чем подержанных, — говорит BFM.ru ведущий эксперт УК «Финам менеджемент» Дмитрий Баранов. — Те же машины, что ввозились в страну по новым пошлинам, выросли в цене, и потребители, конечно, не все, переключились на автомобили, произведенные в России. То есть определенную поддержку автопрому высокие пошлины оказали».

Впрочем, по мнению ведущего аналитика системы вертикального поиска «Смартус.ру» Артема Рязанцева, предложение о снижении пошлин не экономическое, а скорее политическое, чтобы успокоить население, наиболее пострадавших от прошлогоднего повышения Калининграда и Владивостока. «На мой взгляд, дальше разговоров дело не пойдет, пошлины останутся высокими, потому что вложенные в «АвтоВАЗ» миллиарды долларов нужно каким-то образом возвращать, и оживлять импортный поток на самом деле никто не собирается», — не верит в какие-либо послабления эксперт.

Напротив, Дмитрий Баранов считает, что вероятность снижения «временных» пошлин для новых иномарок весьма велика, хотя это решение может быть принято только после согласования данного вопроса во всех причастных к данному вопросу ведомствах. При этом главная задача федеральных ведомств заключается в том, чтобы установить такой размер пошлины, при котором будут сняты вопросы к нашей стране со стороны ЕС и партнеров по Таможенному союзу и обвинения, но и отечественные автопроизводители все-таки будут достаточно защищены.

Такого рода зонтиком сейчас выступает программа «деньги за утиль», реализуемая Минпромторгом.

Стартовавшая 8 марта программа действительно набирает обороты, но в ее реализации уже наметились определенные проблемы. Так, многие дилеры расположены слишком далеко от пунктов утилизации, поэтому им может не хватить суммы компенсации (до 5 тысяч рублей), которые им перечислят на сдаваемое ТС. Не вполне лоялен к продавцам автомобилей и порядок документооборота с Минопроторгом, который должен принимать решения о выделении им субсидий за реализованные по программе авто.

Кроме того, запуск программы утилизации стимулировал рост обращений за льготными автокредитами. Если 11 марта, согласно мониторингу Минпромторга, было подано 15 289 тыс. заявок на их получение, а выдано 6108 тыс. автокредитов, то уже к 23 марта эти данные составили 23 362 и 8285 тыс., соответственно. Иными словами, уровень удовлетворения заявок по программе льготного автокредитования упал примерно до 40%, а потому говорить об эффективном стимулировании спроса не приходится.

Руководитель российского подразделения германского автоконцерна Volkswagen Group Франк Виттеманн скептически отозвался об российском эксперименте по утилизации автохлама, отметив, что параметры этой акции не соответствуют задачам, которые перед ней поставлены.

«Немецкая компания утилизации была абсолютно другой. Она распространялась на все автомобили, произведенные не только в Германии. Люди получали в три раза больше денег, им было легко ею воспользоваться, — сказал Франк Виттеманн. — Я не уверен, что в России это так. Наверное, программа положительно повлияет на продажи Lada и Renault Logan, так как она касается только покупки новых автомобилей и рассчитана всего на 200 тысяч машин».

Однако Дмитрий Баранов не согласен с оценками немца. «Да, в Германии программа была другой, но там и авторынок находится на другом уровне развития», — считает эксперт.

По его мнению, эффективность программы утилизации станет видна по ее завершению, и если все запланированные 200 тысяч машин будут приняты на утилизацию, то можно будет говорить о том, что программа успешная, и возможно, что ее следует продлить.

«Пока она действует лишь две недели, и делать какие-либо выводы рано. Тем не менее, уже можно сказать, что программа вызвала большой интерес у россиян», — говорит Дмитрий Баранов.

Впрочем, представитель VW, возможно, был не совсем искренен, ведь он все-таки попросил россиян, участвующих в программе, сохранить утилизационные сертификаты до июня 2010 года, когда в продажу поступит новый автомобиль VW. «Во втором полугодии мы выпустим на российский рынок автомобиль, который сможет конкурировать в бюджетном сегменте. Если программа будет работать, тогда мы будем участвовать в ней», — сказал при этом Виттеманн.

Как поясняют эксперты, речь идет о новом седане эконом-класса на базе Polo, который полностью адаптирован под российский рынок и цена которого не превысит 440 тыс. рублей.

Рекомендуем:

Фотоистории

Рекомендуем:

Фотоистории
BFM.ru на вашем мобильном
Посмотреть инструкцию