16+
Четверг, 25 апреля 2024
  • BRENT $ 88.21 / ₽ 8160
  • RTS1171.06
25 марта 2010, 03:29 МакроэкономикаФинансы

Антверпенские бриллианты меняют религию

Лента новостей

Монополия ортодоксальных евреев на огранку и продажи драгоценных камней в мировой столице бриллиантов, Антверпене, осталась в прошлом. В отрасли все более доминирует сообщество индийцев-джайнистов

Торговать бриллиантами теперь удачнее получается у индийцев. Фото: AP
Торговать бриллиантами теперь удачнее получается у индийцев. Фото: AP

Монополия ортодоксальных евреев на огранку и продажи драгоценных камней в мировой столице бриллиантов, Антверпене, осталась в прошлом. С 1980-х годов в отрасли все более заметно доминирует сообщество индийцев-джайнистов. По словам одного из участников рынка, экономическая роль индийских торговцев огромна: «За последние шесть-семь лет они полностью оттеснили еврейских дилеров».

По официальной статистике, примерно 80% торговли бриллиантами сейчас контролируют индийцы. Представитель Антверпенского всемирного алмазного центра Фредди Ханард (Freddy Hanard) оценивает их долю рынка в 60-70%. И цифра представляется еще более внушительной, если учесть, что в основном речь идет о 300–400 индийских семей, владеющих крупнейшими компаниями в секторе, общий оборот которого в прошлом году составил 22 млрд евро. Отсюда нетрудно сделать вывод о финансовом состоянии участников рынка.

Большинство индийских алмазных дилеров живет в районе вокруг парка Ден Брандт. Жители Антверпена называют его маленьким Бомбеем или иногда Беверли-Хиллс — за огромные размеры домов. Многие из них начинали не с нуля, когда приехали сюда. Их семьи владели предприятиями по огранке драгоценных камней в Индии и на этом зарабатывали существенное состояние. С конца 1950-х годов индийские дилеры стали уезжать в другие страны и брать под свой контроль все сферы производства и распространения бриллиантов. Важную роль в усилении индийского контроля над рынком имело именно взаимодействие между «алмазными» семьями.

Индийских дилеров на рынке алмазов в Бельгии объединяет не только национальность, но и религия. Большинство из них являются джайнистами, то есть по религиозным убеждениям они абсолютно не могут причинить вред живым существам, что влияет и на выбор сферы деятельности. Сверх обычных правил вегетарианства, например, джайнисты также избегают употреблять в пищу корнеплоды, которые растут под землей: на них больше бактерий и, соответственно, использование их наносит больший урон живому.

«То, что так много джайнистов заняты в алмазной отрасли, совершенно не совпадение», — комментирует Крис ДеЛауэр (Chris De Lauwer), сотрудник этнографического музея в Антверпене, ведущий курс о джайнизме.

«Ограничения, налагаемые религией, особенно абсолютная недопустимость насилия в любой форме, фактически перекрывает им путь в целый ряд профессий. Они не могут быть заняты в сельском хозяйстве или на военной службе. Они не могут даже срубить дерево. Поэтому многие джайнисты работают в банках или занимаются бриллиантами», — говорит ДеЛауэр. По его словам, богатство само по себе не противоречит принципам джайнизма, однако требуется быть всегда готовым отказаться от своих владений. «Я знаю много очень богатых индийских торговцев алмазами, но я знаю также двоих, которые передали свои компании детям, а сами вернулись в Индию и стали странствующими монахами. Теперь у них нет ничего, кроме одежды, которая на них», — говорит ДеЛауэр.

Еврейская община торговцев алмазами и бриллиантами в Антверпене более ста лет задавала тон на рынке. Но теперь, с притоком в отрасль представителей других национальностей, прежде всего индийцев, но также ливанцев, россиян, канадцев и других, привычный расклад нарушается, пишет The New York Times.

Алмазный бизнес евреев в Антверпене развивается еще с 15 века, когда евреи, изгнанные из Испании и Португалии, поселились на территории современной Бельгии, пишет The Wall Street Journal. Многие переехали сюда в конце 19 века, спасаясь от погромов в Восточной Европе. Некоторые из них направлялись в США, но осели в Антверпене, не имея возможности перебраться за океан по состоянию здоровья или из-за отсутствия денег. В 1904 году еврейские торговцы основали в Антверпене одну из старейших алмазных бирж — Beurs voor Diamanthandel. Сейчас расклад в алмазном бизнесе меняется, но Антверпен по-прежнему остается ключевым центром еврейских общин. Как отметил в интервью The New York Times президент еврейской консистории Бельгии Жульен Кленер (Julien Klener), сегодня мало где еще можно увидеть традиционный уклад жизни евреев, каким он был в 17-18 веке в Восточной Европе.

В 1970-ые годы в Бельгию начали приезжать индийцы, привлеченные доходным алмазным бизнесом и либеральным миграционным законодательством. Как отмечает The Wall Street Journal в статье от 2003 года, индийцы нередко получали в бизнесе преимущество, отправляя свое сырье на обработку на семейные фабрики в Бомбей или в штат Гуджарат, где трудовые издержки ниже, чем в Антверпене (разница могла составлять вплоть до 80%). Даже с учетом транспортных расходов по доставке продукции туда и обратно индийцы опережали конкурентов-евреев, которые до последнего времени обрабатывали и шлифовали свои камни на местных предприятиях. Кроме того, сообщает The Wall Street Journal, индийцы приспособились огранять и шлифовать менее качественное сырье, которым еврейские трейдеры обычно пренебрегали. В итоге — преимущество в рентабельности и возможность реинвестировать больше средств в бизнес. Исторически индийцы занимались бриллиантами многие века. До 18 века Индия, где в 800 году до нашей эры были обнаружены первые в мире алмазы, была крупнейшим поставщиком на мировом рынке. Так было до начала алмазной лихорадки в Южной Африке и Бразилии.

Антверпен уже почти пять веков является ключевым центром торговли в алмазной отрасли, на его долю приходится почти 60% в общемировом объеме операций с алмазами и бриллиантами. Здесь работают 1500 алмазных оптовых и розничных компаний, а также 250 предприятий по огранке. Основанная в 1904 году Алмазная биржа Антверпена — Beurs voor Diamanthandel — насчитывает около 2000 профессиональных участников, среди которых представители 20 разных национальностей. Всего в Антверпене четыре биржевых площадки торговли алмазами. В провинции Антверпен алмазная отрасль обеспечивает около 34 тысяч рабочих мест. Помимо непосредственно занятых в этом бизнесе, эта цифра включает также 26 тысяч рабочих мест в сопряженных, напрямую не связанных с торговлей бриллиантами, отраслях. Речь идет, например, о страховщиках, банковских служащих, охранниках, водителях. Такие цифры приводятся в экономическом обзоре на сайте антверпенского Всемирного алмазного центра. Между тем с 1970-х годов рынок потерял 25 тысяч рабочих мест в сфере огранки и шлифовки камней: эти направления производства смещаются в Мумбаи, Тель-Авив и Дубай, где более низкий уровень издержек.

Импорт алмазного сырья в Бельгию в январе-феврале 2010 года в стоимостном выражении увеличился более чем вдвое по сравнению с аналогичным периодом 2009 года, сообщило недавно агентство «Интерфакс» со ссылкой на данные антверпенского Всемирного алмазного центра. За 2 месяца в Бельгию было импортировано 21,5 млн каратов алмазного сырья (рост на 67,1%) на общую сумму 1,55 млрд долларов (рост почти в 2,1 раза). Экспорт алмазов из Бельгии за 2 месяца составил 21,1 млн каратов (рост в 2,4 раза) на сумму 1,72 млрд долларов (рост в 2,6 раза). Лидером среди стран, покупающих бриллианты из Бельгии, остаются США, на долю которых приходится 11,9% экспорта в каратах и 29,6% в стоимостном выражении. Второе место занимает Гонконг, третье — Израиль.

Рекомендуем:

Фотоистории

Рекомендуем:

Фотоистории
BFM.ru на вашем мобильном
Посмотреть инструкцию