16+
Пятница, 19 апреля 2024
  • BRENT $ 86.99 / ₽ 8128
  • RTS1173.93
23 марта 2022, 14:07 Компании

В Новороссийске сломалось оборудование для экспорта нефти российско-казахстанской фирмы

Лента новостей

Это может привести к сокращению поставок нефти на 1 млн баррелей в сутки. Концерн отгружал в Европу и остальные регионы особую смесь нефти, состоящую в основном из казахстанских сортов

Новороссийск. Порт.
Новороссийск. Порт. Фото: Дмитрий Феоктистов/ТАСС

Обновлено в 17:45

Серьезная поломка оборудования для экспорта нефти произошла в Новороссийске из-за шторма. В регионе пострадали два выносных причальных устройства в морском терминале, который принадлежит Каспийскому трубопроводному консорциуму (КТК). В числе его крупнейших совладельцев Россия и Казахстан. Суммарно республикам принадлежит более половины бизнеса.

Другими акционерами выступают американские нефтедобывающие компании Chevron и Exxon Mobil, отечественный «Лукойл» и ряд миноритариев. КТК отгружал в Европу и остальные регионы особую смесь нефти, состоящую в основном из казахстанских сортов, она была альтернативой отечественной Urals.

В 2021 году план прокачки составил 67,5 млн тонн. Если поставки сократятся втрое, мировой рынок может потерять 1 млн баррелей в сутки, прогнозируют аналитики. Какие альтернативные пути экспорта нефти есть у консорциума? Отвечает эксперт по фондовому рынку «БКС Мир инвестиций» Игорь Галактионов:

— Дешевле всего мог бы быть вариант направить нефть в Казахстан через российский трубопровод в Усть-Лугу, можно направить через порты Прибалтики в Северную Европу. Есть еще вариант переправлять нефть на танкерах в Баку и оттуда через трубопровод в Турцию, но это уже чуть более дорогая история. В любом случае поставки будут идти чуть дольше и окажутся более затратными.

— Поскольку в условиях санкций и так есть перебои с поставками комплектующих и так далее, восстановление всевозможных причальных устройств и оборудования, как вы считаете, может ли затянуться значительно?

— Глава Каспийского трубопроводного консорциума заявляет, что все комплектующие для ремонта есть, но по поводу сроков все равно озвучивается широкая вилка, где-то от двух недель до двух месяцев. Во-первых, погодный фактор остается непредсказуемым, во-вторых, действительно, если в процессе окажется, что нужны какие-то дополнительные запчасти, то с ними могут возникнуть сложности. К сожалению, на лояльность поставщиков сейчас рассчитывать не приходится даже в условиях тех цен на нефть, которые мы видим. Потребители в этом плане несколько халатно относятся к вопросам энергобезопасности, не предусматривают какие-то такие исключения в своей политике. Больше всего может пострадать южная часть Европы, в частности Италия, Испания и Португалия. Около 150 тысяч баррелей в сутки из КТК уходило в США, это не критичный объем, но практически все поставщики нефти со схожими химическими свойствами находятся под санкциями. Так что не совсем понятно, чем Штаты могут заменить этот объем.

По оценке главы Каспийского трубопроводного консорциума, отгрузка нефти из терминала в Италию, Францию, США и Испанию может упасть в три-пять раз.

При этом зарубежные партнеры не спешат поставлять недостающие детали в черноморский порт, чтобы ускорить ремонтные работы. Хотя сделки по импорту нефти с Каспийским трубопроводным консорциумом не запрещены, так как он отгружает не российскую нефть. В начале марта Джо Байден вывел из-под американских санкций поставки энергоносителей не иностранного происхождения, которые следуют транзитом через территорию России или вывозятся из нее.

Из-за того, что санкционная политика меняется каждый день, компании не успевают на нее реагировать. И боятся потенциальных рисков от сотрудничества в Россией, говорит ведущий эксперт Финансового университета и Фонда национальной энергобезопасности Игорь Юшков:

— Санкции принимаются буквально каждый день и из разных источников: и ЕС, и Великобритания, и США. Когда санкции вводятся, компания, которая подразумевает, что она может под них попасть, что ее деятельность запрещена, должна запросить разъяснение у специального органа американского, например OFAC при министерстве финансов, это орган, который занимается непосредственно контролем санкционного режима. Но явно то ли туда запросов очень много, то ли они намеренно не спешат какие-то разъяснения давать, потому что логистические компании хотят узнать, какие конкретно финансовые операции прежде всего, то есть можно ли страховать именно погрузочные работы, можно ли страховать доставку этих грузов, саму оплату и так далее. Поэтому, вполне возможно, здесь непосредственно с КТК этот вопрос не связан был, что не успели детали доставить, вопрос был связан с тем, что это надо было доставить детали в российский порт как таковой, и из-за этого логистические компании могли бояться подобную операцию провести.

— Прозвучало экспертное мнение, что на фоне дефицита некой особой казахстанской смеси, которая по этому терминалу на Запад поставлялась, будет расти спрос на Urals. Действительно ли это так? Можно ли ожидать каких-то существенных увеличений объемов по Urals?

— Это скорее напугает европейские страны вводить санкции против российской нефти, запрещать текущий импорт, чего от них, может быть, не признавая этого, но добиваются США, чтобы они приняли такие же санкции, как сами США. И это дополнительный аргумент в пользу тех голосов в Европе, которые задают вопрос: а тогда как мы будем обеспечивать себя топливом, если мы еще и Россию под санкции заведем?

Эксперты отмечают, что перебои в поставках топлива неминуемо приведут к удорожанию нефти на мировых рынках. Заметнее всего вырастет в цене российская Urals, так как ее будут использовать в качестве замены казахстанской смеси.

Рекомендуем:

Фотоистории

Рекомендуем:

Фотоистории
BFM.ru на вашем мобильном
Посмотреть инструкцию