16+
Воскресенье, 3 марта 2024
  • BRENT $ 83.46 / ₽ 7622
  • RTS1122.32
23 мая 2022, 02:14 Политика

Тема морской блокады пришла на смену теме Мариуполя и «Азовстали». Комментарий Георгия Бовта

Лента новостей

В западной новостной повестке активно разгоняется тема неизбежности мирового дефицита продовольствия и необходимости вывоза из черноморских портов украинского зерна для предотвращения катастрофы. От России требуют открыть доступ к украинским портам. Каков западный арсенал средств для «морской деблокады»?

Георгий Бовт.
Георгий Бовт. Фото: Михаил Фомичев/ТАСС

Вопрос об открытии российской стороной доступа к портам на Украине нужно рассматривать комплексно, включая возможность снятия санкций с российского экспорта, заявил на днях замглавы МИД РФ Андрей Руденко. «Нужно глубоко смотреть на весь комплекс причин, который вызвал нынешний продовольственный кризис, и в первую очередь это те санкции, которые введены против России со стороны США и ЕС, которые мешают нормальной свободной торговле, в том числе и продовольственными товарами, включая пшеницу, удобрения и другие вещи», — подчеркнул Руденко.

Ранее госсекретарь США Энтони Блинкен на заседании СБ ООН выразил мнение, что именно действия России спровоцировали продовольственный кризис в мире, призвав прекратить блокаду портов в Черном и Азовском морях и разрешить беспрепятственное движение кораблей, поездов и грузовиков с продовольствием из Украины.

Российский представитель Василий Небензя заверил, что не РФ блокирует в Черном море суда, перевозящие зерно. «Правда в том, что именно Украина, а не Россия продолжает блокировать в портах Николаева, Херсона, Черноморска, Мариуполя, Очакова, Одессы и Южного 75 иностранных судов из 17 государств и именно Украина заминировала акваторию Черного моря», — утверждал российский постпред. Что происходит в акватории Черного и Азовского морей?

Тема блокады украинских портов, которая якобы является главной причиной надвигающегося на планету голода, становится доминирующей в западных СМИ. Ведь после сдачи в плен защитников «Азовстали» уже почти ушла тема Мариуполя. Так что если бы конкурс «Евровидение» проходил сейчас, то украинские исполнители, наверное, скандировали бы со сцены нечто уже по этому поводу. Таковы законы информационной политики: нельзя долго держать одну и ту же тему. Тезис о том, что именно российская блокада черноморских портов грозит мировым голодом, претендует на более широкий охват и более громкое звучание. Наверняка эту мысль попытаются донести до основных потребителей сельхозпродукции из Украины и России в Африке и Азии.

Речь прежде всего о, как утверждается, примерно 20-25 млн тонн зерна, которые застряли на Украине из-за военных действий. По словам российского постпреда в ООН Василия Небензи, российские войска регулярно открывают гуманитарный коридор для движения судов в юго-западном направлении от Украины, но Киев, утверждал Небензя, «всячески уклоняется от взаимодействия с представителями иностранных государств-судовладельцев в решении вопроса безопасного выхода заблокированных судов в район сбора».

Он же обратил внимание на альтернативный вариант — в виде поставок сельхозпродукции и удобрений из России и Белоруссии. Так, Россия могла бы с 1 августа и до конца года предложить на экспорт 25 млн тонн зерна через Новороссийск. «Объем поставок удобрений может составить не менее 22 млн тонн», — добавил российский дипломат. Но всему этому мешают санкции. Которые снимать не хотят.

Евросоюз разрабатывает свой план разблокировки украинского экспорта — транспортным коридором через Польшу до Балтики и через Румынию и Дунай. Для вывоза за три месяца 20 млн тонн зерна потребуется 10 тысяч железнодорожных вагонов и барж. При этом украинские железные дороги имеют другую колею и лишь один электрифицированный железнодорожный переход в Европу. Пропускная способность дунайских портов Измаил, Рени и Усть-Дунайск несоизмерима с одесскими или николаевскими портами: за прошлый год через них прошло чуть более 5 млн тонн грузов. Даже при максимальном увеличении (ссылка ведет на сайт СМИ-иноагента) перевалки в дунайских портах до 1,2 млн тонн в месяц это все равно будет составлять лишь десятую часть от довоенных мощностей украинских портов.

До начала военных действий Украина экспортировала (ссылка ведет на сайт СМИ-иноагента) морем 90% зерновых и более 70% всего экспорта. В текущем году она планировала поставить на мировые рынки примерно половину потребления семян подсолнечника, 16% кукурузы, 18% ячменя и 12% пшеницы. Основной экспорт шел в страны Северной Африки.

Десятки судов сейчас заперты в портах, в том числе по причине отказов страховщиков от сделок по перевозкам в зоне боевых действий и через заминированную акваторию.

США пока делают ставку на военное решение вопроса. Готовится доставка Украине противокорабельных ракет. Речь о двух типах таких ракет с дальностью стрельбы 250-300 километров — Harpoon производства Boeing и норвежских Naval Strike Missiles. Правда, у ВСУ нет платформ для запуска ракет Harpoon с берега. Американцы готовы снять одну пусковую установку со своего корабля или одолжить таковые у европейских союзников. Эти средства должны противостоять около 20 военным кораблям ВМФ России, притом что после закрытия Турцией проливов для военных судов подкрепления из других мест ждать не стоит. В натовских кругах также все активнее звучит идея о надобности организовать конвоирование торговых судов военными кораблями альянса.

Аналогичная схема была задействована в Персидском заливе во время ирано-иракской войны в 1980-х. Но, во-первых, для этого нужно согласие той же Турции на прохождение таких судов в Черное море. Во-вторых, это усилило бы угрозу военного столкновения НАТО с Россией, как и в случае установления «бесполетной зоны» над Украиной, на что НАТО пока не решилось.

В качестве мирного альтернативного плана США рассматривают вариант доставки части украинского сельскохозяйственного экспорта через Белоруссию в обмен на снятие эмбарго на поставку белорусских удобрений. Мнение Минска на сей счет пока неизвестно. Примечательно также, что Запад пока не готов рассматривать схему отмены морской блокады в обмен на частичное снятие санкций с России хотя бы в части сельскохозяйственных перевозок. Значит, хотят сначала попробовать решить вопрос противокорабельными ракетами.

Рекомендуем:

Фотоистории

Рекомендуем:

Фотоистории
BFM.ru на вашем мобильном
Посмотреть инструкцию