16+
Среда, 11 декабря 2024
  • BRENT $ 73.03 / ₽ 7305
  • RTS794.50
27 июня 2022, 02:17 Политика
Актуальная тема: Антироссийские санкции

Сдаст ли Еврокомиссия назад в вопросе калининградского транзита? Комментарий Георгия Бовта

Лента новостей

Пока ситуация с калининградским транзитом остается непроясненной. В ЕС, очевидно, пытаются найти приемлемое решение, чтобы избежать потери лица и при этом не допустить разрастания конфликта дальше. Но президент Литвы настаивает на запрете транзита санкционных грузов без всяких исключений и даже готов согласиться с отключением своей страны от энергетического кольца БРЭЛЛ

Георгий Бовт.
Георгий Бовт. Фото: Михаил Фомичев/ТАСС

Президент Литвы Науседа заявил, что Вильнюс не намерен идти на уступки в решении вопроса транзита санционных товаров в Калининград. По его словам, ни о каких «коридорах» в регион не может быть и речи. В то же время Науседа отметил необходимость консультаций с Еврокомиссией в ближайшее время о введенных против Москвы санкциях, выразив беспокойство насчет их последствий. Как заявил Науседа, ограничения не должны наносить ущерб интересам Литвы и международным соглашениям. Ранее в СМИ появилась информация о том, что Еврокомиссия на предстоящей неделе опубликует документ, который должен разрешить России перевозку грузов в Калининградскую область.
К чему готовиться?

Утечка о том, что Еврокомиссия якобы готовит документ, который разрешит транзит товаров в Калининградскую область, допустил в соцсетях европарламентарий от Литвы Пятрас Ауштрявичюс. По его словам, этот документ «позволит перевозить санкционные грузы через территорию ЕС из «России в Россию». При этом у Литвы остается право вето, которое она может применить для предотвращения «серьезного политического кризиса» в стране.

Судя по резким заявлениям литовских политиков, они таки склоняются к жесткому варианту, который не будет предусматривать исключений для Калининградской области. На предстоящем саммите президент республики намерен заручиться поддержкой в этом плане лидеров Евросоюза. Хотя далеко не все в ЕС хотят выносить данный вопрос на саммит для громких обсуждений, предпочитая решить его кулуарно и без лишнего шума. Поскольку есть некоторое понимание, что, мол, чуток погорячились. Но это пока неточно.

В ЕС, видимо, не все готовы сейчас идти по пути резкой эскалации из-за Калининграда, особенно на фоне фактически ультимативных заявлений из Москвы. Поэтому в Еврокомиссии действительно ищут пути выхода из создавшейся ситуации, но так, чтобы при этом сохранить лицо и не показать слабость перед Москвой. Полного отката, видимо, ждать не стоит.

По мнению европейского издания журнала Politico, решение о частичной блокаде калининградского транзита могло быть не до конца просчитанным с самого начала. Оно отсылает еще к четвертому пакету санкций, принятому в апреле, и тогда о транзите ничего вообще не говорилось. Возможно, о детальной проработке данного вопроса, а главное, о последствиях тогда просто не подумали. А потом Вильнюс, видимо, по собственной инициативе, запросил разъяснений и получил буквально прочитанную бюрократическую трактовку документа, на которую теперь и ссылается.

При этом из Брюсселя и Вильнюса теперь звучат заявления, которые частично противоречат друг другу. Вильнюс утверждает, что не он был инициатором. Брюссель заявляет, что он «уточняет информацию, с тем чтобы дать дополнительные разъяснения». В последнем заявлении нет присущего обычно еврокомиссарам «металла в голосе», тем более что речь как раз идет в том числе о металлах и других строительных материалах, которые теперь вроде как запрещено перевозить в российский регион.

Согласно утечкам в прессу, новые инструкции будут предусматривать, что Литва будет досматривать грузы на предмет пресечения нарушений санкционного режима, однако, во-первых, такие проверки должны быть «сфокусированными, пропорциональными и эффективными», во-вторых, базироваться на «разумном риск-менеджменте», в-третьих, литовская таможня вроде бы будет иметь право пропускать те же металлы, если они предназначены для внутреннего российского рынка, то есть для Калининграда. Но это тоже пока все неточно.

Потому что, например, литовский премьер Ингрида Шимоните настаивает, чтобы никаких исключений для металлов не делалось. Что дает основания для подозрений, что некоторые балтийские политики хотят в данном случае сыграть на повышение вопреки желанию ряда других стран Европы. Вильнюс при этом заявляет, что весь вопрос о так называемой блокаде раздут российской пропагандой, что пассажирский транзит никто не трогает, а ограничения по транзиту касаются чуть ли не 1% объемов перевозок, что, конечно, не так.

На самом деле при жесткой имплементации — до 50%.

«Мы не хотим блокады или мешать транзиту между Россией и Калининградом», — пытается успокоить горячие головы глава европейской дипломатии Жозеп Боррель, добавляя, что санкции должны применяться «разумными методами».

Возможно, теперь Брюссель должен разъяснить Вильнюсу, что он считает разумным, а что не очень — проходящим по статье «эксцессы исполнителя». Москва в свою очередь дает понять, что готова к разным сценариям продолжения данного кризиса. С одной стороны, Белоруссии обещаны на только что состоявшейся встрече Владимира Путина и Александра Лукашенко ракеты «Искандер», способные нести ядерные боезаряды. С другой стороны, намеченное Россией на 27 июня тестовое отключение Калининграда от единого энергетического кольца, соединяющего Россию, Белоруссию и три балтийские республики, отменено. Ранее угроза отключения Литвы от этой системы, которая работает в основном для балансирования подачи электроэнергии, звучала из уст некоторых российских политиков. На что представители Вильнюса заявляли, что готовы хоть сейчас переключиться на Европу. Тогда как ранее балтийские страны планировали сами отделиться от энергокольца к 2025 году.

Родится ли из всех этих заявлений и действий нечто, что позволит добиться частичной деэскалации калининградского транзитного кризиса, станет ясно уже на этой неделе. Если нет, то дальнейшая эскалация может быть очень быстрой и разрушительной.

Рекомендуем:

Фотоистории

Рекомендуем:

Фотоистории
BFM.ru на вашем мобильном
Посмотреть инструкцию