16+
Четверг, 25 апреля 2024
  • BRENT $ 87.89 / ₽ 8097
  • RTS1175.46
30 июня 2022, 16:42 Технологии

Система «СБПэй» готова для массового использования. Но внедряется она медленно

Лента новостей

Это аналог Apple Pay и Google Pay. Внедрение технологии требует затрат со стороны банков. А те пока не стремятся в это вкладываться

Фото: BFM.ru

Сервис «СБПэй», российский аналог ушедшим Apple Pay и Google Pay, готов для массового использования, но быстро внедрить его не получится из-за проблем с программным обеспечением. Об этом «Коммерсанту» рассказали в Национальной системе платежных карт.

Предполагается, что для бесконтактной оплаты нужно будет поднести телефон с технологией NFC к терминалу и подтвердить списание денег. Сейчас сервис гораздо менее удобен: нужно отсканировать QR-код, перейти в приложение банка и в нем оплатить покупку.

У ретейлеров должны быть специальные устройства для приема бесконтактных платежей, а банкам нужно доработать программное обеспечение. По оценкам участников рынка, это может стоить около 10 тысяч долларов. Комментирует председатель правления некоммерческого партнерства «Национальный платежный совет» Алма Обаева:

— Торговые предприятия, я не знаю, потребуется ли им совсем новое оборудование, но, может быть, потребуется. Но уж точно не дороже и не тяжелее, чем было до этого для эквайринга карт. Если это большие сети торговые, они не могут индивидуально сидеть и с каждым платежом зависать, поэтому им, конечно, нужна масштабируемость, быстрота, скорость и так далее. Это решение должно быть тиражируемым, оно должно быть не самым дорогим.

— Как оцениваете перспективу внедрения такой новой системы?

— У нас нет альтернативы, никакие ваши смартфоны не принимают дистанционные платежи, и это оборудование американского и иностранного производства не позволяет это делать. Они поставили запрет. Поэтому нам это надо обойти, и решать надо быстрее, и вложить эти не самые большие суммы, на карты они вкладывали гораздо большие суммы. Поэтому нет альтернативы, и это говорю я жестко, идите удовлетворите потребности клиента, а клиент хочет прикладывать телефон, сделайте для этого все возможное. До конца года большая часть торговых сетей должна быть покрыта, основная.

— Но сейчас ни у «Тинькофф», ни у «Сбера», ни у «Альфы», ни у «Райффайзена» нет, почему?

— А потому что они двигают свою пейсистему — SberPay, Tinkoff Pay и так далее, им выгодно двигать свою, это тоже понятно.

Формально к системе «СБПэй» сейчас подключены 105 банков. По требованию ЦБ до 1 июля к системе должны присоединиться все кредитные организации с универсальной лицензией. В приложении уже есть, например, ВТБ, «Ренессанс кредит» и «Русский стандарт». Но нет популярных «Тинькофф», «Райффайзена», «Альфы», «Сбера».

В любом случае, на 100% заменить ушедшие Apple Pay и Google Pay не получится, считает директор платежного сервиса «Атол пэй» Владимир Канин.

— Как раньше, с телефоном пришли в любую точку, достали, пикнуло и сработало — [вряд ли получится]. Скорее всего, найдутся точки, их будет много, где эта штука не внедрена, не интегрирована, не работает и так далее. Когда мы с вами приезжаем в какое-нибудь левостороннее движение на своем автомобиле, да, наверное, мы можем ездить, но это непривычно и не очень удобно. Так и здесь, отдельное замещение старой доброй привычной бесконтактной технологии уже существует. Покрыть стопроцентно, сделать удобно, как было раньше, точно не получится. Насколько получится, 80% торговых точек это будет, или 90%, или 50% — мне трудно сказать. Это покажет время.

— Банки не очень заинтересованы пока.

— Нет уверенности в стопроцентном покрытии, и нет уверенности в дешевом и быстром распространении. Очевидные усилия при неочевидном возврате вложенных инвестиций.

Участники рынка отмечают, что когда международные системы вводили бесконтактную оплату, они за свой счет дорабатывали программное обеспечение для всего рынка. ЦБ и НСПК, которые продвигают «СБПэй», платить не собираются. Поэтому банки просто ждут, когда кто-нибудь первый заплатит за модернизацию, а потом собираются купить готовое решение.

Бизнес внедрять «СБПэй» не торопится, запросов от клиентов пока нет, говорит основатель сети ресторанов «Мясо & рыба» Сергей Миронов:

— Ждем, когда все это нормально запустится, и ждем, когда они хотя бы начнут применяться гостями. Пока, по-моему, все очень банально, очень просто, никакого особого оборудования не надо, о больших инвестициях точно речь не идет.

— Без физической карты у вас практикуются методы оплаты?

— Пока вариантов особо нет на сегодняшний день. То, что происходит по карте, там все проходит официально, эквайринг. Ну да, есть вариант «СБПэй», но он просто особо не применяемый.

— Часто ли гости говорят: «Хочу оплатить телефоном без карты»?

— Запроса нет, многие достаточно серьезно лоббируют оплату по картам на сегодняшний день, им это выгоднее, потому что они там зарабатывают хороший эквайринг, им система «СБПэй» вообще не нужна, по восприятию. Понятно, что сейчас идут эти разговоры, что банки, наверное, все-таки больше заставляют это внедрять, но до того момента, пока банк будет заинтересовывать потребителя расплачиваться картой, выплачивая ему кешбэк, СБП нормально не зайдет.

При этом некоторые участники рынка отмечают, что интерес со стороны банков к подключению бесконтактной оплаты с помощью «СБПэй» есть, но он пока не переходит в практическую плоскость.

Рекомендуем:

Фотоистории

Рекомендуем:

Фотоистории
BFM.ru на вашем мобильном
Посмотреть инструкцию