16+
Четверг, 25 апреля 2024
  • BRENT $ 88.00 / ₽ 8141
  • RTS1171.06
6 июля 2022, 18:59 Общество

Учителям хотят снизить бюрократическую нагрузку: на деле или только на словах?

Лента новостей

В России принят закон о снятии излишней бюрократической нагрузки с педагогов. Документ вводит запрет на возложение на них работы по подготовке документов за пределами утвержденного Минпросвещения перечня. Но будут ли эффективны поправки?

Фото: Сергей Киселев/АГН «Москва»

Госдума приняла закон о снятии излишней бюрократической нагрузки с педагогов. Бесконечное заполнение бумаг — третья по остроте проблема российского образования после недофинансирования и кадрового кризиса. Ее никак не решат несколько десятилетий. Среднее учебное заведение заполняет в год 300 отчетов по 12 тысячам показателей — это данные комитета Госдумы по образованию и науке позапрошлого созыва, — и ситуация только ухудшается.

80% всех запросов идут не от органов управления образованием, а от других организаций: Роспотребнадзор, Минздрав, Роспожнадзор, местные власти. Российский учитель, согласно международным измерениям, на первом месте по количеству времени, которое он тратит на всевозможные бюрократические процедуры. Принятый законопроект — первый шаг, но он один проблему полностью не решит, считает первый зампред Комитета Госдумы по образованию и науке, член фракции КПРФ Олег Смолин:

— Согласно законопроекту, учителей не могут заставлять заполнять документы сверх перечня, который утверждает министерство просвещения. В этом перечне семь основных документов, с моей точки зрения, по крайней мере два из них были излишними по сравнению с теми, которые заполняли в мою бытность учителем.

— Что там лишнее?

— То, что помню: например, там есть план воспитательной работы, отчет о воспитательной работе, еще отдельно отчет о работе классного руководителя, как будто классный руководитель не воспитательной, а какой-то другой работой занимается. Основная роль в данном случае отводится министерству: если оно решит, что нужно сокращать количество заполняемых документов, значит, оно будет сокращаться. Нет — значит, оно может оставаться на прежнем уровне или даже увеличиваться.

Учителя ждали от закона конкретики: с завтрашнего дня от них ждут вот этого, а все остальное требовать запрещено. Но таких слов в законе нет. Зато есть формулировка: список требований утверждает министерство. Более того, любое местное начальство также может по согласованию с федеральными властями заставить учителей писать еще больше различных отчетов.

В некоторых странах в школах есть отдельные люди, которые занимаются исключительно бюрократической работой учителей. Есть ли кто-то подобный в российских учебных заведениях? Комментирует преподаватель русского языка школы «Интеллектуал», сопредседатель профсоюза «Учитель» Всеволод Луховицкий:

Всеволод Луховицкий преподаватель русского языка школы «Интеллектуал», сопредседатель профсоюза «Учитель» «Одна из функций завуча на уровне школы — готовить документы для вышестоящих инстанций. Но, поскольку в связи с оптимизацией в 2012-2015 годах и так далее у нас в том числе завучей сократили, школы оптимизировали, школы теперь по нескольку тысяч человек, а завучей стало меньше. Завучи с этой работой не справляются. Я знаю школы, в которых директор специально нанимает человека, который готовит все эти отчеты. Это очень хорошо, но для этого у школы должны быть деньги. Или в нормативном подушевом финансировании должны быть предусмотрены финансы на оплату такого человека».

В столичных школах в последние годы внедрили электронный документооборот, но этот формат жизнь не сильно упрощает, говорит учитель московской школы Ольга:

«Пример совмещения должности учителя, педагога дополнительного образования и классного руководителя приводит к огромному количеству отчетности и заполнению всевозможных журналов по дополнительному образованию, Google-таблиц, заполнению таблиц после проведения Всероссийских проверочных работ. В Москве МЭШ — Московская электронная школа — ежегодно обновляет интерфейс, условия работы обновляются в электронном журнале. На заполнение всевозможной отчетности даже в электронном виде учитель тратит примерно треть своего свободного времени».

Да и вообще, российский учитель колоссально перегружен. Во многих регионах он в среднем ведет больше 32 уроков в неделю. Чтобы провести каждый, нужно еще полтора часа времени: подготовка, проверка заданий, воспитательная работа. В итоге получается впечатляющая 80-часовая рабочая неделя!

Рекомендуем:

Фотоистории

Рекомендуем:

Фотоистории
BFM.ru на вашем мобильном
Посмотреть инструкцию