16+
Пятница, 26 апреля 2024
  • BRENT $ 89.36 / ₽ 8233
  • RTS1178.69
1 августа 2022, 22:38 Политика

С 1 августа вступило в силу полное эмбарго Евросоюза на российский уголь

Лента новостей

Как ведут себя цены на твердое топливо? И стали ли санкции проблемой для отечественных угольщиков?

Фото: Николай Тришин/ТАСС

Евросоюз окончательно отказался от угля из России. Эмбарго Брюсселя вступило в силу.

Так сложилось, что когда Запад в очередной раз запрещает импорт какого-либо российского экспортного товара, то лучше всего ситуацию иллюстрируют биржевые графики. Еще три года назад за тонну угля на мировых рынках давали примерно 50 долларов. Европа и другие страны много говорили о переходе на зеленую энергетику и отказе от грязного топлива. В прошлом году, в условиях мирового дефицита энергоресурсов, стало понятно, что без него все-таки не обойтись, цены на уголь в Европе превысили 300 долларов. А этим летом, на фоне предстоящего европейского эмбарго на российский уголь, они поставили очередной исторический рекорд, превысив уже 400 долларов за тонну.

При этом произошел передел самой системы торговли. Тот уголь, что раньше шел на азиатские рынки, отправился в Европу, чтобы заместить российский. Ну, а российское топливо, наоборот, пошло в Азию. Комментирует директор Фонда энергетического развития Сергей Пикин.

Сергей Пикин директор Фонда энергетического развития «Наблюдается шальное движение угля на мировом рынке: то есть российский уголь в больших объемах идет в сторону Азии, а то, что раньше в сторону Азии шло, пойдет в сторону Европы. Полмира на полмира. Спрос на уголь формируется еще и высокой ценой на газ, чем выше цена на газ, тем спрос на уголь выше и выше. В этом году будет исторический максимум потребления угля в мире, и, по всей видимости, этот год не будет последним. То есть мир снова развернулся в сторону угля, так получилось».

В преддверии эмбарго, Европа начала активно запасаться твердым топливом — из Австралии, США, Южной Африки, Казахстана. И из России тоже. Например, в мае ЕС закупил на 80% больше российского угля, чем в апреле, когда Брюссель объявил о новых санкциях. Заодно в Германии в конце весны заявили о планах реанимировать угольные электростанции. Источники сообщали, что могут возобновить работу резервные угольные и мазутные ТЭС. Собственно, так и случилось. В день, когда начали действовать санкции, пришли сообщения, что в ФРГ начинает функционировать первая резервная угольная станция в Нижней Саксонии. Той самой, где недавно в целях экономии энергии решили отключить фонтаны и ночную подсветку общественных зданий. Впрочем, в масштабах всей страны ничего особенного не произошло, говорит журналист журнала «Берлинский телеграф» Сергей Фильдер.

Сергей Фильдер журналист журнала «Берлинский телеграф» «Здесь добыча угля была практически остановлена. В Восточной Германии еще с советских времен много было угольных электростанций, и некоторые из них продолжали работать, потому что города на них висели. Поэтому в Германии быстрый переход на использование угля для производства электроэнергии и тепла в принципе невозможен. Систему загубили — добычу угля и выработку энергии из угля, а теперь говорят, что она где-то есть. Ну мы ее здесь не видим».

Что же касается российских угольщиков, то нельзя сказать, что они из-за санкций проиграли или выиграли. С одной стороны, по данным за пять месяцев года, экспорт отечественного угля по железной дороге (основной способ перевозки твердого топлива) сократился на 8%. Это, конечно, прямое следствие ограничений — все-таки на ЕС раньше приходилось около 22% зарубежных поставок российского угля, а переориентация на Восток требует времени. С другой стороны, высокие цены на этот товар позволяют компаниям сохранять выручку. И в то же время, чуть ли не главной головной болью для предприятий стал высокий курс рубля, из-за чего сократились доходы угольщиков в нацвалюте. Впрочем, не только у них, но и у всех российских экспортеров.

Рекомендуем:

Фотоистории

Рекомендуем:

Фотоистории
BFM.ru на вашем мобильном
Посмотреть инструкцию