16+
Четверг, 28 марта 2024
  • BRENT $ 86.50 / ₽ 7980
  • RTS1128.25
12 августа 2022, 08:00 Стиль жизниПутешествия

Большое Золотое кольцо: все идет по мастер-плану

Лента новостей

К концу года Ростуризм совместно с компанией «ПроГород» представит туристический мастер-план макрорегиона Большое Золотое кольцо, второго по популярности направления после юга страны для российских туристов и второго же после Москвы и Санкт-Петербурга — для иностранных. В этом году реализуются три мастер-плана — Дальний Восток, Крым и Большое Золотое кольцо

Иппатьевский монастырь в Костроме.
Иппатьевский монастырь в Костроме. Фото: Владимир Смирнов/ТАСС

К концу года Федеральное агентство по туризму (Ростуризм) совместно с компанией «ПроГород» (группа «ВЭБ.РФ») и многопрофильным консорциумом под лидерством представит полностью сформированный туристический мастер-план макрорегиона Большое Золотое кольцо, второго по популярности направления после юга страны для российских туристов и второго же после Москвы и Санкт-Петербурга — для иностранных.

Идея разработки мастер-планов макротерриторий, привлекающих большое число внутренних и международных гостей, заложена в концепцию нацпроекта «Туризм и индустрия гостеприимства». Как напоминают в Ростуризме, в этом году реализуются три мастер-плана — Дальний Восток, Крым и Большое Золотое кольцо (БЗК), чей турпоток в 2021 году составил 20,6 млн поездок. В состав этого серьезнейшего по масштабам туристического макрорегиона входят территории сразу девяти областей (Калужской, Тульской, Московской, Ярославской, Тверской, Владимирской, Костромской, Рязанской и Ивановской), с губернаторами которых Ростуризм подписал соглашение о сотрудничестве на прошлогоднем Петербургском международном экономическом форуме.

Все территории Большого Золотого кольца, конечно, уже имеют серьезные «связки», в том числе и в сфере туризма. Но иногда «швы» начинают очень даже чувствоваться, поскольку регионы БЗК не до конца воспринимают себя и друг друга как членов единого туристического пространства и их региональные программы развития не всегда полностью соответствуют друг другу (точнее, они даже не ставят целью добиться такого соответствия). Мастер-план призван преодолеть эту разобщенность и собрать все еще разрозненные части БЗК в единый туристический продукт, подчеркнув при этом уникальность и самобытность каждой.

Но что важно, продукт этот должен быть принципиально новым и выходить далеко за рамки «старорежимного» (чтобы не сказать жестче — замшелого) автобусного тура по Золотому кольцу. Согласно экспертным оценкам руководителя проектного офиса «ПроГорода» Ксении Титовой, к 2035 году на территорию БЗК будет ежегодно совершаться около 31 млн турпоездок, то есть, в принципе, Золотое кольцо готово обеспечить пятую часть всех туристических поездок в России. Поэтому вторая задача, стоящая перед мастер-планом, — пересобрать туристический образ БЗК, создать для туристов иные точки притяжения, кроме классических Суздаля, Калуги, Ярославля и так далее, сделать Золотое кольцо привлекательным не только для экскурсантов и поклонников старины, но и для любителей гастротуризма, ценителей отдыха на природе, людей, предпочитающих активный или событийный туризм, и так далее.

Фестиваль «Небо России» в Рязани. Фото: Александр Рюмин/ТАСС

Но для этого нужна развитая инфраструктура, прежде всего — транспортная и гостиничная, и не только в областных столицах. А пока, например, в Костромской области 88% гостиниц сосредоточено в самой Костроме, Рязань имеет долю в 77%, а Тула — в 75% от общего гостиничного фонда своих областей, и только в Подмосковье в силу отсутствия ярко выраженного центра дело обстоит принципиально иначе.

Это не значит, что надо немедленно броситься прокладывать дороги и строить гостиницы по всем городам и весям остальных восьми регионов. Как отмечает заместитель руководителя Федерального агентства по туризму Елена Лысенкова, чтобы определить экономически обоснованные точки роста, в рамках первого этапа создания мастер-плана было проведено обширное исследование БЗК и его туристического потенциала. По рассказам Ксении Титовой, эксперты провели анализ социально-экономического и территориального развития, пространственный и маркетинговый анализ, был дан прогноз туристической миграции — сколько, откуда и какого типа туристы приезжают в регион сейчас и будут приезжать в будущем, какие виды туризма вызывают и будут в дальнейшем вызывать их интерес и так далее. Важной частью работы являлись стратегические сессии и рабочие группы с участием представителей органов власти и экспертного сообщества, а также глубинные интервью с профессиональными игроками туристического рынка и социологические исследования, позволившие учесть позицию местных жителей.

Итогом стало определение в каждом из девяти регионов БЗК по две зоны туристической активности — прежде всего на основе критериев транспортной доступности и концентрации природных и историко-архитектурных достопримечательностей. Например, в Московской области это зоны Коломна — Зарайск и Волоколамск — Руза, в Тульской — Белев и Богородицк — Куликово поле, в Калужской — Никола-Ленивец — Калуга и Таруса и так далее, всего 18. Как подчеркивает Ксения Титова, именно здесь ведется сейчас подбор земельных участков для создания курортов всесезонного характера, благодаря чему новый, заметно выросший турпоток БЗК направится не только в областные столицы, а будет равномерно перераспределен с учетом расчетов антропогенной нагрузки (БЗК явно не хочет повторять опыт Байкала и Камчатки, оказавшихся неготовыми к резкому росту числа туристов и теперь буквально умоляющих отрегулировать ситуацию).

Вряд ли в какой-то из 18 определенных мастер-планом зон перспективы превращения во всесезонный курорт восприняли без воодушевления: новые инвестиции, новые налоги, новые рабочие места, в целом новый поворот в развитии — при грамотном подходе против такого обычно не возражают. По крайней мере, у Тарусы точно есть все для того, чтобы стать местом круглогодичного приема гостей, теперь нужен только правильный экспертный куратор, считает глава администрации городского поселения «Город Таруса» Сергей Манаков.

Сергей Манаков глава администрации городского поселения «Город Таруса» «Мы, конечно же, будем готовы строго исполнять шаги мастер-плана, двигаться вперед. Главная наша задача — как раз уйти от сезонности, и все наши малые и средние предприниматели, работающие в индустрии гостеприимства, ожидают больших доходов, а мы ожидаем от них больших налогов — тем самым мы сможем больше сделать для местных жителей. Я думаю, этот проект на примере Тарусы будет интересен многим малым городам, тем более что мы входим в Ассоциацию малых туристских городов, общаемся друг с другом. Таруса как всесезонный курорт может состояться благодаря тому, что здесь и исторический дух времени, и природа в городе, и творческая составляющая — все сконцентрировано. Среди курортов есть климатические, лечебные, морские, так вот, Таруса может стать курортом психологическим. Раньше люди ехали отдыхать от физических нагрузок, сейчас мы понимаем, что наша жизнь — сплошные стрессы, а как раз в Тарусе вы попадете в атмосферу полного умиротворения, сможете переключиться со своей привычной деятельности на какую-то творческую. Не зря мы говорим, что Таруса вдохновляет».

В рамках второго этапа мастер-плана были определены шесть стратегических направлений развития территории БЗК, в числе которых создание единой транспортной, инженерной и гостиничной инфраструктуры и единого архитектурного кода. На третьем этапе будут разработаны концепции всех 18 всесезонных курортов, в том числе конкретные функциональные модели, объемно-пространственные решения, решения по транспорту и инженерии и так далее.

Кострома. Мост через Волгу в заволжскую часть города. Фото: Владимир Смирнов/ТАСС

Наконец, четвертый этап предполагает подготовку предложений по совершенствованию нормативной базы в области туризма, особо охраняемых природных территорий и объектов культурного наследия (ОКН); дополнительно будут даны предложения по внесению изменений в региональную градостроительную документацию.

Кстати, что касается ОКН: мастер-план не ставит своей первоочередной задачей работу с ними, и все-таки выявление объектов культурного наследия и обсуждение с Минкультом их дальнейшей судьбы — очевидный пласт мастер-планирования. По словам Елены Лысенковой, есть территории, где явно не хватает сформированных объектов показа, при этом там есть интересные ОКН, пока не вовлеченные в туристический оборот. Но в каждом конкретном случае вопрос будет решаться, что называется, в ручном режиме.

Безусловно, Елена Лысенкова признает, что все эти масштабные планы и задачи будут выполнены, если в итоге интерес к обновленному Большому Золотому кольцу проявят не только туристы, но и инвесторы, первым делом — гостиничные.

Елена Лысенкова заместитель руководителя Федерального агентства по туризму «На вопрос об инвесторах и потенциальных объемах их вложений в БЗК очень хотелось бы ответить четкой цифрой — надеюсь, мы вместе с командой проекта материализуем ее в самом конце, поскольку именно это и есть конечная точка всех наших действий. Те предварительные расчеты, которые мы имеем, гласят об увеличении номерного фонда макрорегиона на 50-60% (в зависимости от субъекта). Этот номерной фонд нужно построить, плюс у нас есть ожидания, связанные с реновацией: ни для кого не секрет, что устаревание гостиниц идет семимильными шагами, износ, в том числе и технологический, в ряде российских регионов достигает 60-70%, и без капитального ремонта и масштабной реконструкции не обойтись. Государство здесь не игрок, мы — основа, поддержка, субсидии, льготные кредиты, но в работу обязательно должны быть вовлечены частные инвесторы. Мы видим на территории БЗК, да и на всех остальных туристических территориях, три типа инвесторов. Первый — малые и микроинвесторы: туризм остается отраслью МСП и микропредприятий, наша отрасль — часто первый предпринимательский работодатель, если можно так сказать, и БЗК — это огромное количество небольших предпринимателей, составляющих до 70% отрасли. Многие из них — начинающие, молодежь, которая в том числе открывает глэмпинги, кемпинги, хостелы, гостевые дома и так далее. Второй тип инвесторов — это инвесторы средней руки, которые, как правило, вкладывают в гостиничные предприятия до миллиарда рублей, хотя якорный объем инвестиций — 350-550 миллионов. То есть речь идет о средних по масштабу гостиницах, этно-комплексах и объектах показа или о приобретении небольшого пространства под реновацию, чтобы создать на нем что-то интересное. Здесь, кстати, довольно велика доля так называемых непрофильных инвесторов, для которых все это — какой-то совместный бизнес, или бизнес, связанный с первым образованием, или стремление развивать свою малую родину, или просто дело для души. А третий, наиболее редкий тип — крупные инвесторы, которые иногда становятся девелоперами огромных территорий в 200-400 гектаров; объем вложений тут — два-три, а то и десять, а то и 30 миллиардов рублей. БЗК испытывает голод в отношении всех трех типов, но ведь и инвесторы испытывают не меньший голод в отношении предложений, которые можно прийти, взять с полки и начать реализовывать без ожиданий. Именно поэтому мы сейчас скрупулезно проходим весь путь мастер-планирования, чтобы в финале представить любому инвестору полностью готовый продукт».

Пока о разработке каких-то специальных грантовых или льготно-кредитных программ для БЗК и его потенциальных инвесторов (как и для остальных территорий мастер-планирования) речи не идет. Хотя в Ростуризме очень надеются привязать к тому же Золотому кольцу все ныне действующие меры поддержки. «Понятно, что, когда финансовые ресурсы концентрируются на одной территории, быстрее можно достичь комплексного результата. Мы ожидаем, что мастер-план позволит синхронизировать меры поддержки, которые оказываются как на федеральном, так и на региональном уровне», — делится мнением Елена Лысенкова. А меры эти председатель комитета Тульской области по развитию туризма Лариса Соломатина называет заметными.

Лариса Соломатина председатель комитета Тульской области по развитию туризма «Широко грантовая поддержка от Ростуризма запустилась в этом году. Тульская область получила федеральную поддержку по созданию модульных некапитальных объектов размещения, кемпингов, автокемпингов и глэмпингов, пляжей и плавательных круглогодичных бассейнов и сопутствующей инфраструктуры. Совокупно на все эти направления регион получил около 300 миллионов рублей — то есть около 50 предпринимательских инициатив в итоге получат финансирование. Сейчас мы как раз подводим итоги первого этапа нашего регионального конкурса по кемпингам, автокемпингам, глэмпингам и пляжам, будет еще и второй его этап. А присутствие в составе туристической макротерритории давало региону дополнительные баллы при подаче заявок на грантовую поддержку».

А вот тема создания для обновленного Большого Золотого кольца единой управленческой структуры еще не обсуждалась. Пока речь идет о формировании к концу года дорожной карты в формате «задачи — сроки — ответственные лица», необходимой для того, чтобы начать воплощать мастер-план в жизнь. Появится ли в ней пункт о создании УК, синхронизирующей действия всех, в том числе и органов власти сразу девяти регионов, неизвестно. Но вопрос точно потребует решения, поскольку без единой руки, держащей все «вожжи», направлять движение столь многосоставной конструкции будет сложновато.

Рекомендуем:

Фотоистории

Рекомендуем:

Фотоистории
BFM.ru на вашем мобильном
Посмотреть инструкцию