16+
Вторник, 30 апреля 2024
  • BRENT $ 87.00 / ₽ 8091
  • RTS1177.42
11 августа 2022, 23:57 Политика

Латвия идет на разрыв с Россией, признав ее спонсором международного терроризма. Комментарий Георгия Бовта

Лента новостей

Решение латвийского сейма имеет символический характер, но может стать важным политическим аргументом давления в пользу принятия аналогичных решений другими странами Европы, а также ужесточения санкций против России по другим направлениям, уверен политолог

Георгий Бовт.
Георгий Бовт. Фото: Михаил Фомичев/ТАСС

Сейм Латвии признал Россию страной — спонсором терроризма. А также призвал Евросоюз немедленно приостановить выдачу туристических и въездных виз гражданам России и Белоруссии. В качестве поводов перечислены поставки оружия режиму Башара Асада в Сирии, отравление бывшего полковника ГРУ Сергея Скрипаля и его дочери Юлии в британском Солсбери в 2018 году, катастрофа малайзийского Boeing в Донецкой области в 2014-м.

Российские власти неоднократно опровергали сообщения о причастности к этим событиям. Также Латвия обвиняет Россию в якобы целенаправленных военных атаках на гражданское население Украины. В мае террористическим государством Россию уже признала Литва. Она стала первой страной, принявшей такое решение. Официальный представитель МИД России Мария Захарова, реагируя на решение латвийского сейма, заявила, что никакой фактуры, кроме животной ксенофобии, под этим решением нет, а его идеологов надо «именовать не иначе как неонацисты», написала Захарова в своем телеграм-канале. Какие все это может иметь последствия?

Решение латвийского сейма носит прежде всего символический характер. Однако, учитывая механизм выработки и принятия решений в Евросоюзе, оно станет важным политическим аргументом давления в пользу, во-первых, принятия аналогичных решений другими странами Европы, во-вторых, ужесточения санкций против России по другим направлениям. По тем же визам, например. То, что решение принято маленькой балтийской страной, а не мейджорами ЕС, конечно, имеет значение. Однако малые страны Европы уже показывали, как в ходе политических дискуссий они умели проталкивать те или иные решения относительно антироссийских санкций или помощи Украине, которые сначала казались слишком радикальными. В контексте нынешних общественных настроений в Европе политикам трудно публично противостоять такому информационному давлению.

Латвия будет продавливать свою линию и за пределами Европы. Так, на днях глава МИД Латвии Эдгарс Ринкевич убеждал коллегу из Австралии принять аналогичное решение на уровне законодательства страны-континента.

Ранее сенат и палата представителей Конгресса США также призвали Белый дом признать Россию страной — спонсором терроризма. Список претензий — примерно тот же, что и у латышей. Пока Госдепартамент США, которому ранее, еще во времена Трампа, специальным законом было делегировано право обозначать страну — спонсора терроризма, медлит с принятием такого решения. Администрация Байдена считает, что это ухудшило бы связи с некоторыми союзниками, продолжающими деловые отношения с Россией, затруднило бы поддержание дипломатических связей с Москвой даже на существующем минимальном уровне. Спикер палаты представителей Нэнси Пелоси ранее заявляла, что если Белый дом и дальше будет медлить, то конгресс сам примет такое решение. Учитывая настроения на Капитолийском холме, такой законопроект мог бы набрать под 100% голосов.

Сейчас в американском списке государств — спонсоров терроризма четыре страны. Куба, исключенная было из списка при Обаме, вернулась туда решением Трампа в 2021 году. КНДР была в списке до 2008 года, затем исключена после договоренности о допуске инспекторов МАГАТЭ на ядерные объекты и вновь вернулась в список в 2017 году. Иран находится в «спонсорах» с 1984 года, а Сирия вообще с 1979 года.

Какие последствия могло бы иметь такое решение на уровне ЕС и, что еще важнее, США? В американском законодательстве есть четыре формальных требования: ограничения на помощь со стороны США, включая экономическую; запрет на продажу продукции оборонного назначения; дополнительные меры контроля за экспортом товаров двойного назначения; разные финансовые и другие ограничения. Большинство этих мер уже и так задействованы. Они могут дополниться подобием финансовой блокады.

Если США признают какую-либо страну спонсором терроризма, это имеет ряд косвенных последствий, которые еще более болезненны. Предусмотрены санкции и разного рода ограничительные меры против тех лиц и стран, которые ведут торговлю с «террористическим» государством; снимается дипломатический иммунитет с представителей такой страны. И, к примеру, члены семей жертв терактов или атак, совершенных таким государством, получают право обращаться за компенсацией в американские суды. Как на уровне ЕС, так и США, такой статус позволит еще легче решать вопросы конфискации госсобственности. Для начала вся госсобственность и все активы такого государства будут заморожены в США, и заморозка может распространиться вообще на все долларовые транзакции. На уровне Евросоюза некоторые уже рассуждают о том, как присуждение такого статуса облегчит продвижение обвинения и самого дела в международном трибунале.

Что касается ответных мер против Латвии, которыми пригрозили некоторые российские политики, то Рига отчасти к ним подготовилась, сознательно разрывая последние экономические связи с Россией. С 1 августа приостановлено действие ряда межправительственных соглашений, в частности об экономическом сотрудничестве. Прекратило работать соглашение 2010 года об упрощении взаимных поездок между жителями приграничных районов. В мае было приостановлено действие соглашения о предотвращении двойного налогообложения, а также межправительственное соглашение по социальной защите российских военных пенсионеров и членов их семей, проживающих в Латвии. С 1 января Рига запретила самой себе импорт российского газа. Он был возобновлен в августе, но теперь уже Москва может ускорить процесс перекрытия «вентиля». Через латвийские порты до недавних пор шел значительный грузовой транзит. Существенную его часть составлял российский уголь, но с 10 августа на него Евросоюзом введено эмбарго. Прекращен подскочивший было в первом-втором кварталах транзит других товаров, попавших под санкции ЕС. Так что с признанием спонсором терроризма выждали нужный момент. Остается объемный транзит угля — 4,5 млн тонн — из Казахстана. Но есть сомнения, что Москва обрежет этот логистический путь для Астаны, учитывая деликатность наших отношений.

При этом, несмотря на большие потери от прекращения транзита из России, латвийская экономика от этого, как верят в Еврокомиссии, не рухнет: в этом году ей прогнозируют рост ВВП в 2%, а в следующем — 2,9%. В этом смысле Латвия выглядит, кажется, более подготовленной к экономической войне с Россией, чем даже Германия. Видимо, они что-то знали заранее. Или чувствовали. Душой и сердцем.

МИД России напомнил, что Латвия находится «на усиленном мониторинге Группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (ФАТФ)». «Как известно, латвийская национальная система противодействия финансированию терроризма и отмыванию денег далека от соответствия международным стандартам», — говорится в заявлении. Латвийские власти обязаны ежегодно отчитываться о прогрессе в борьбе с отмыванием денег, в то время как России «присвоен наивысший рейтинг эффективности национальной антиотмывочной системы», указали на Смоленской площади.

Рекомендуем:

Фотоистории

Рекомендуем:

Фотоистории
BFM.ru на вашем мобильном
Посмотреть инструкцию