16+
Четверг, 12 декабря 2024
  • BRENT $ 73.57 / ₽ 7598
  • RTS766.44
5 октября 2022, 00:16 Политика

Идеи Илона Маска не пошли в жизнь. Комментарий Георгия Бовта

Лента новостей

На Западе политики, в отличие от России, на предложения Маска, по сути, и не отреагировали. Сейчас там главная тема — применит ли Россия тактическое ядерное оружие или нет, выстраивая с помощью медиа ассоциативную связь между Россией и ядерной бомбой, констатирует политолог

Георгий Бовт.
Георгий Бовт. Фото: Михаил Фомичев/ТАСС

Некоторые предложения американского бизнесмена, связанные с урегулированием ситуации на Украине, заслуживают внимания, но камнем преткновения является позиция Киева, не желающего вести переговоры. Об этом заявил пресс-секретарь президента Дмитрий Песков. Он также напомнил, что с самого начала Россия выступала за то, чтобы условия, выдвинутые Москвой, были выполнены путем переговоров. Вместе с тем, остановившись на идее Маска, связанной с проведением повторных референдумов, представитель Кремля отметил, что жители этих территорий уже высказали свое мнение. «И здесь ничего другого быть не может». Получит ли сюжет какое-либо развитие?

Предсказуемо предложения Илона Маска вызвали разную реакцию в России и странах, поддерживающих Украину, а также в самой Украине. В последнем случае на мечтателя из Америки обрушился поток всевозможных обвинений и даже оскорблений. Самым невинным и подцензурным, если можно так выразиться, стал ответ советника президента Зеленского Михаила Подоляка, который обозначил такие цели войны для Украины, как возвращение всех территорий, включая Крым, а также, как он выразился, демилитаризацию России с лишением ее ядерного оружия. На фоне столь максималистских задач даже Маск покажется прожженным прагматиком-реалистом.

В России предложения богатейшего человека мира были встречены сдержанно-доброжелательно, однако всерьез их, понятное дело, никто рассматривать не готов. Характерен пост замруководителя Совбеза РФ Дмитрия Медведева, который в присущей ему в последнее время манере высмеял инициативу Маска: «Молодец, однако. Достоин присвоения внеочередного офицерского звания. Правда, рано расшифровался Юстас. Следующий пост выдаст что-то типа… Украина — искусственное государство», — написал Медведев в своем телеграм-канале.

В ведущих странах Запада политики внимания предложения Маска, по сути, не удостоили. Хорошо, что не опустились до оскорблений и насмешек. На Западе сейчас главная тема касательно военных действий на Украине — это применит ли Россия тактическое ядерное оружие или нет. Лондонская газета The Times даже разразилась утечкой со ссылкой на источники в военных кругах, что Россия готовит некое испытание ядерного оружия в Черном море, с тем чтобы показать свою решимость его применить на поле боя. И якобы есть какие-то косвенные признаки подготовки такого испытания. Ядерное испытание! В Черном море! Как говорится, они нас теперь так видят.

Другие массмедиа почти буднично рассуждают о потенциале тактических ядерных зарядов мощностью от 1 до 50 килотонн, которых в распоряжении российской армии насчитали около 2 тысяч штук. Периодически звучащие заявления США о том, что они не видят признаков подготовки к использованию такого оружия, не вносят успокоения в публикации. И уж тем более не верят заявлениям Москвы о том, что использование ядерного оружия не в качестве ответа на ядерное нападение, а в ответ на применение оружия обычного допускается лишь тогда, когда создается угроза существования России как государства.

Варианты использования тактического ядерного оружия разрабатывались как в странах Варшавского договора, так и НАТО в 1950-1960-х годах прошлого века. В отличие от стратегических вооружений, а также вооружений средней и меньшей дальности тактическое оружие никогда не регулировалось — и даже попыток таких не было — никакими советско-американскими договорами. Более того, НАТО в конце концов пришло к выводу, что использование тактического ядерного оружия на поле боя, скажем, для сдерживания противника или уничтожения его живой силы и техники с военной точки зрения практически бессмысленно. Эффекта «ядерного устрашения» или сдерживания оно не оказывает. По мощности тактические ядерные заряды уступают многим обычным вооружениям. Действительно, подрыв заряда в 10 килотонн уничтожит все живое на площади примерно 12 квадратных километров. Однако при этом сможет поразить далеко не всю бронетехнику на этой площади.

Тактические ядерные заряды не способны кардинально переломить ход военных действий, зато способны вызвать еще большее ожесточение тех, против кого оно применяется. А также вызвать радиоактивное заражение местности. И зачем тогда такую территорию захватывать? Что еще важнее, тактические заряды, понижая психологический порог использования ядерного оружия, могут спровоцировать обмен уже стратегическими ядерными ударами. Во многом по причине военной неэффективности США и уничтожили почти все свое тактическое ядерное оружие, оставив около 230 зарядов. Больше ни у кого из ядерных держав НАТО его нет.

В обывательских кругах, впрочем, укоренилось сильное эмоциональное восприятие любого ядерного оружия, в том числе тактического. Поэтому, с одной стороны, его демонизируют, приписывая устрашающую силу в том числе тактическим зарядам, каковой они на самом деле не обладают. С другой стороны, страна, которая использует любое ядерное оружие первой, но не в порядке самозащиты или предотвращения ракетного нападения, станет для всего мира абсолютным изгоем на долгие годы. Возможно, именно в таком контексте информационной войны в массмедиа и выстраивается ассоциативная связь между Россией и ядерной бомбой. Это называется термином «расчеловечивание».

Рекомендуем:

Фотоистории

Рекомендуем:

Фотоистории
BFM.ru на вашем мобильном
Посмотреть инструкцию