16+
Среда, 24 апреля 2024
  • BRENT $ 88.21 / ₽ 8160
  • RTS1171.88
13 октября 2022, 19:47 Стиль жизниКультура

Выставка «Балабанов»: «Лучший фестиваль — это время»

Лента новостей

Открывшаяся в Петербурге в пространстве «Севкабель порт» выставка, посвященная творчеству режиссера Алексея Балабанова, продлится до 15 января. Как говорят организаторы, выставка задумывалась еще два года назад и никто не предполагал, что она будет так перекликаться с самыми острыми проблемами сегодняшнего дня

Фото: Александр Демьянчук/ТАСС

В Петербурге сегодня открылась выставка-путешествие «Балабанов», посвященная творчеству культового режиссера. Организаторы — близкие Балабанова, в том числе жена Надежда Васильева и продюсер Сергей Сельянов.

Выставку проводят в пространстве «Севкабель порт» на берегу Финского залива. Это Васильевский остров — любимое место Балабанова в Петербурге. Помимо кинокомпании СТВ, среди организаторов — бюро Planet9, оно делало в Москве выставку о Викторе Цое. Но балабановская, по ощущениям, менее пафосная. Она построена как путешествие. Названия фильмов написали на белых табличках, как указатели населенных пунктов на дороге. Посетители получают плееры, по пути слушают любимую музыку режиссера, смотрят фрагменты кино, в том числе короткометражек и ученических работ. Выставку задумали еще два года назад, не планировалось, что она будет как-то перекликаться с текущей повесткой, говорит ее куратор Татьяна Гетман:

Татьяна Гетман куратор выставки «Я начала замечать несколько лет назад еще интерес к переосмыслению его творчества и в массовой культуре, и в какой-то профессиональной среде. Когда мы пытаемся найти что-то в себе про нашу идентичность, мы обращаемся к определенным художникам периодически. И Алексей Октябринович — как раз тот самый, мне кажется, человек, фигура, которая это очень остро чувствовала. Всегда его фильмы и все, что про него, резонируют. Я думаю, он сам выбрал время для этой выставки».

Балабанов часто говорил, что снимает кино для простых людей. Для выставки собрали аудиорассказы обычных зрителей, они делятся впечатлениями от просмотра фильмов. Что касается фото, личных вещей, реквизита, многое предоставила жена режиссера, художник по костюмам Надежда Васильева. А аудиогиды говорят голосами сыновей, Петра и Федора. Оба работают в киноиндустрии. Федор — продюсер:

Федор Балабанов сын режиссера, продюсер «Самое ценное из того, что здесь есть, — конечно, вомбат, моя детская игрушка, которую мне подарил папа, это была его детская игрушка, ну и папина гитара, с которой мы немало вечеров провели у костров, мы ее утаскивали иногда. Мне нравятся все его фильмы. Как можно вообще в принципе снять какое-то кино, если ты не добавил чего-то личного? И вот это личное я вижу во всех его фильмах, то, что, может, видит не каждый зритель и очень сложно кому-то другому это объяснить. Критики, например, очень сильно всегда нападают на «Груз 200». На мой взгляд, это совершенно не злое кино. Про то, что есть плохие люди, есть хорошие и есть люди, от которых не ожидаешь, но они совершают какие-то выдающиеся поступки. Он про сложное время на сломе эпохи, можно сказать».

В центре выставки ожидаемо «Брат» и «Брат-2». Можно полежать в точной копии желтого трамвая, посидеть в склепе на лютеранском кладбище, забраться на лестницу, где висит свитер Сергея Бодрова. Правда, это тоже копия, оригинал после гибели актера отдали родным. В условиях кинотеатрального кризиса весной в прокат выпустили оба фильма. И, в отличие от других российских и советских картин в повторном прокате, они «выстрелили» и собрали львиную долю повторного бокс-офиса, говорит продюсер практически всех картин Балабанова Сергей Сельянов:

Сергей Сельянов продюсер «Мне принесли социологию, и оказалось, что 70% зрителей — это люди до 24 лет, которые никогда не видели ни одного ни другого фильма, которые просто с восторгом их смотрели в первый раз. Результат продемонстрировали только фильмы «Брат» и «Брат-2». Повторный прокат — это бессмысленная затея абсолютно. Мы участвовать вообще не собирались. Меня иногда спрашивают: как вы выбираете проект? На этот вопрос ответить трудно, но один критерий: я пытаюсь угадать, может ли этот фильм долго жить? Если я чувствую, что есть шансы, то это резко повышает мой интерес к проекту. Фильмы должны жить долго. Лучший фестиваль — это время. В то время еще не было кинотеатров, «Брат-1» не был в прокате, он был символически показан в нескольких кинотеатрах. Поэтому это был не вторичный прокат, строго говоря, по сути, у «Брата» был 25 лет спустя широкий первичный».

Выставка продлится до 15 января.

Рекомендуем:

Фотоистории

Рекомендуем:

Фотоистории
BFM.ru на вашем мобильном
Посмотреть инструкцию