16+
Пятница, 23 февраля 2024
  • BRENT $ 83.30 / ₽ 7726
  • RTS1064.44
21 октября 2022, 12:30 Компании

Зеркало экономики

Лента новостей

О чем свидетельствует статистика грузоперевозок по железной дороге? Что говорят эти данные о работе российской промышленности и сельского хозяйства?

Фото: BFM

Подведем итоги за сентябрь и в целом за три квартала. Сначала о главных цифрах. Погрузка на сети РЖД за девять месяцев близка к миллиарду тонн. Но отставание за этот период по сравнению с первыми тремя кварталами 2021 года составило приблизительно 3,5%. Если быть точным, 3,6%. Влияние на динамику, как и в прошлые месяцы, оказывает снижение экспортных потоков в западном направлении. Но при этом наши, внутрироссийские перевозки выросли. За три квартала плюс почти 2%. А за сентябрь — рост больше 3,5%. О важных деталях говорит президент Национального исследовательского центра перевозок и инфраструктуры Павел Иванкин.

Павел Иванкин Президент Национального исследовательского центра перевозок и инфраструктуры Во внутрироссийском сообщении перевозки растут по большинству номенклатурных позиций. В частности, мы видим рост удобрений на 27,6%, каменный уголь — на 4,6%, железная руда — на 11,9%, строительные грузы — на 10,7%. Строительные грузы у нас по-прежнему одни из лидеров и по итогам сентября, и в целом по итогам года. Здесь понятно, что у нас есть драйверы как в жилищном, так и в дорожном сегменте.

Еще несколько важных подробностей. Грузы конкретно для стройки плюсуют за три квартала на 4%. И подчеркнем, что стройсектор продолжает оставаться одним из драйверов контейнеризации, то есть растут перевозки в самом современном и удобном для отправителей формате. Стройгрузы в контейнерах прибавили почти 20% с начала года, а цемент, который считается отдельно, вырос в полтора раза. О другом важном грузе говорит наш эксперт.

Надо отметить удобрения. Этот груз в условиях санкционного давления существенно изменил логистические направления. При этом российские агропроизводители уже в этом сезоне показали рекордные объемы закупок удобрений, что повлечет хорошие данные об урожайности. Мы видим, что на уровне правительства обсуждаются рекордные прогнозы уборки зерновых. РЖД планируют, что погрузка по итогам этого года по зерну составит порядка 14 млн тонн на экспорт.

Напомним, что вышеозвученный уровень в 14 млн тонн по экспорту зерна по итогам текущего года соответствует объемам 2021 года. О чем в начале октября сообщил замглавы РЖД Алексей Шило. При этом прогноз наших внутренних перевозок на 2022 год — около 11,5 млн тонн. И это на 600 тысяч больше, чем было в прошлом году.

Еще один важный момент. Железнодорожники констатируют существенный рост перевозок на Восточном полигоне — от Кузбасса до Дальнего востока. Продолжает президент Национального исследовательского центра перевозок и инфраструктуры Павел Иванкин.

Здесь мы видим, что в первом месяце осени объемы выросли на 4%, с начала года рост составляет уже 8%. Естественно, одним из драйверов является каменный уголь, который вырос на 9,3%. Нефтепродукты — на 11,1%, черные металлы — на 21% и удобрения — на 24,8%. Очень хорошо растет лес. Здесь надо отметить, что если раньше мы в основном вывозили необработанную древесину, то сейчас у нас необработанная древесина растет во внутрироссийском сообщении. На Восточном полигоне объемы выросли на 56%. Это та самая необработанная древесина, которую мы раньше отправляли на экспорт, сейчас она идет на наши перерабатывающие предприятия и уже дальше отправляется на экспорт.

Как известно, правительство ввело запрет на экспорт необработанной древесины. И эта мера уже сказалась на объемах перевозок, то есть вместо вывоза за рубеж кругляка мы поставляем продукцию с более высокой добавленной стоимостью. И напомним данные, которые приводились на Восточном экономическом форуме. Доля пиломатериалов в экспорте российских лесников с начала года превысила 64%. Ну и если вернуться к так называемому восточному развороту, то есть к переориентации наших грузовых потоков на Азию, то отметим, что продолжает расти погрузка на ж/д станциях самого Восточного полигона: у Восточно-Сибирской за три квартала прибавка в 1,5%, у Забайкальской рост больше 4%, у Дальневосточной — плюс 6,3%. Что ж, будем следить за этими трендами и далее. Данные за октябрь обсудим через месяц, заглянем в «Зеркало экономики» в ноябре.

Рекомендуем:

Фотоистории

Рекомендуем:

Фотоистории
BFM.ru на вашем мобильном
Посмотреть инструкцию