16+
Четверг, 9 мая 2024
  • BRENT $ 83.90 / ₽ 7704
  • RTS1176.30
31 октября 2022, 23:28 Политика

Сможет ли сделка по вывозу зерна с Украины работать без России? Комментарий Георгия Бовта

Лента новостей

РФ объявила о выходе из «зерновой сделки», заявив, что гарантирует готовность компенсировать беднейшим странам выпадающие объемы зерна. Как могут развиваться события дальше?

Георгий Бовт.
Георгий Бовт. Фото: Михаил Фомичев/ТАСС

Россия приостанавливает движение по «коридору безопасности», определенному «черноморской инициативой», заявило Минобороны РФ. Без участия России сделка по вывозу зерна из украинских портов вряд ли реализуема, сообщил пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков. Так он прокомментировал заявления турецкой стороны о намерении продолжать реализацию «зерновой сделки» без участия России.

Вопреки некоторым ожиданиям, после заявлений из Москвы о приостановке участия России в «зерновой сделке», заключенной 22 июля с участием также Турции, Украины и ООН, экспорт зерна из украинских портов не остановился. По меньшей мере 12 судов, груженных зерном в объеме 354,5 тысячи тонн, вышли из украинских портов 31 октября. Одно из них было непосредственно зафрахтовано Продовольственной программой ООН и должно доставить продовольствие в Эфиопию, одну из беднейших стран Африки. Нет детальной информации, под каким флагами ходят все эти суда, но минимум одно из них — под турецким. Стоит отметить, что в поддержку «зерновой сделки» сразу же выступил как раз турецкий президент Реджеп Эрдоган, охарактеризовав при этом действия России по-своему весьма деликатно. «Даже если Россия будет вести себя нерешительно, потому что не получила таких же преимуществ, как другие участники, мы продолжим наши решительные усилия на благо человечества», — сказал Эрдоган. Что он конкретно подразумевал под словом «нерешительно» касательно действий Москвы, не очень понятно. Также сообщалось о консультациях между Москвой и Анкарой по линии министерств обороны.

Помимо отправки судов из трех обозначенных в сделке украинских портов, включая Одессу, соглашение продолжило работать и в части досмотра уже 40 дошедших до Стамбула судов на предмет обнаружения возможной контрабанды или оружия. Однако инспекция проводилась силами только представителей Турции и ООН, но без представителей Украины и России, участвовавших в таких досмотрах ранее.

По данным украинских властей, на момент выхода России из сделки в украинских портах оказались заблокированными 218 судов, из которых загружены были 22, еще 95 были готовы к отплытию или отчалили, а еще 101 ожидали инспекции. Впрочем, представляется все же не совсем корректным называть все эти суда именно «заблокированными», поскольку в первые сутки после выхода России из сделки никаких сообщений о том, что какие-либо суда встретили препятствия на своем пути, например оказались бы заблокированными российскими военными кораблями, пока не поступало.

Непосредственным поводом для выхода Москвы из «зерновой сделки» стали атаки беспилотников против судов Черноморского флота в Севастополе. Минобороны РФ обвинило в них не только ВСУ, но и британских советников. При этом было указано, что атакованные корабли участвовали в обеспечении безопасности вывоза зерна. МИД РФ вслед за этим заявил, что о возвращении к сделке по зерну не может быть и речи до расследования данного инцидента. Однако теперь возникает неопределенная ситуация. Какие следующие действия предпримет Москва?

До заключения стамбульского четырехстороннего соглашения официальная позиция России состояла в том, что она и так не препятствует проходу мирных торговых судов, груженных в том числе зерном, тогда как именно Украина, как утверждалось, заминировала фарватеры для их прохода. После того как 22 июля было подписано соглашение, подразумевалось, что российские войска не будут наносить удары по портовой инфраструктуре, задействованной в экспорте зерна. И таких ударов действительно не было. Надо ли теперь понимать, что они могут последовать? При этом атака непосредственно в море против торговых судов во все времена считалась в общем грубейшим нарушением правил ведения войны. И как-то с трудом можно себе представить, что российский военный корабль теперь «в назидание» потопит какой-нибудь зерновоз, идущий под нейтральным, да, собственно, каким угодно флагом.

В то же время пока не очень понятно, какими конкретно действиями российские военные могут подкрепить действенность политического решения о выходе из «зерновой сделки». Пока, судя по всему, предстоит путь политических консультаций как с Анкарой, так и по линии ООН. Надо дождаться их результатов.

Если Россия и дальше останется в стороне от зернового соглашения, это еще сильнее затруднит выполнение и так не очень-то выполняемых его положений, касающихся облегчения условий для экспорта уже российского зерна и минеральных удобрений. Ранее министр сельского хозяйства России Дмитрий Патрушев сообщал, что квота на экспорт зерна из России в следующем году может составить 25,5 млн тонн, из которых лишь полмиллиона будет отправлено с Дальнего Востока. Основное направление экспорта — Причерноморье, вывоз откуда в этом году заметно тормозится по причине всевозможных антироссийских санкций, хотя непосредственно ни зерно, ни удобрения под санкциями не находятся. В том числе есть проблемы даже с вывозом обещанных Москвой безвозмездных поставок беднейшим странам до полумиллиона тонн зерна. Ведь еще одной претензией к тому, как работает зерновая сделка, со стороны Москвы было то, что, как заявлял Владимир Путин, практически весь хлеб с Украины идет в Европу, а в беднейшие страны — лишь 5%. Впрочем, помощь бедным сейчас все же отходит на второй план. Все ждут следующего хода со стороны Москвы касательно «зерновой сделки» в целом.

Рекомендуем:

Фотоистории

Рекомендуем:

Фотоистории
BFM.ru на вашем мобильном
Посмотреть инструкцию