16+
Пятница, 26 апреля 2024
  • BRENT $ 89.32 / ₽ 8229
  • RTS1178.69
21 ноября 2022, 01:11 Политика

Что будет с российским экспортом нефти в свете введения Западом потолка цены на нее 5 декабря? Комментарий Георгия Бовта

Лента новостей

Определенные факты указывают на то, что ситуация может разрешиться и будут найдены обходные пути, отмечает политолог. В ходе последнего телефонного разговора между президентами России и Турции тема новых требований Турции о проходе танкеров через Босфор, согласно пресс-релизу, не поднималась

Георгий Бовт.
Георгий Бовт. Фото: Михаил Фомичев/ТАСС

Турция объявила о введении с 1 декабря дополнительных требований к перевозящим сырую нефть нефтеналивным танкерам для прохода через турецкие проливы Босфор и Дарданеллы. Анкара будет требовать подтверждающее письмо от страховых компаний о предоставлении судну страхования P&I (protection and indemnity, что означает «защита и компенсация»), необходимого для покрытия ответственности в таких случаях, как нанесение ущерба третьим лицам, окружающей среде, грузу, а также штрафы и связанные с ними взыскания во время эксплуатации своих судов.

Также турецкие власти требуют теперь к отчету о навигационном плане прилагать письмо страховой компании с указанием подробностей: о судне, грузе, рейсе, а также о том, что страхование будет действительным и полным для данного судна, рейса и груза. Через Босфор и Дарданеллы проходит в среднем один нефтеналивной танкер в сутки (в среднем порядка 650 тысяч баррелей нефти из РФ). Каковы перспективы продолжения российского нефтяного экспорта через Босфор в свете введения с 5 декабря Западом предельной цены на российскую нефть?

Евросоюз и G7, объявляя о введении потолка цен на российскую нефть, оговаривают, что для танкеров, не соблюдающих потолок, не будут предоставляться страховые и прочие финансовые услуги, причем далее уже вне зависимости от сотрудничества именно с Россией. Сами цифры потолка при этом еще не названы. Анкара, таким образом, следует европейским санкциям, хотя сама к ним не присоединилась. Учитывая, что 95% услуг страхования защиты и возмещения ущерба (так называемого P&I-страхования), которое традиционные страховщики обычно неохотно страхуют, обеспечивает International Group of P&I Club, базирующаяся в Лондоне и соблюдающая антироссийские санкции, российским танкерам такая страховка может оказаться недоступной, если они будут перевозить нефть дороже разрешенного порога. И они окажутся запертыми в Черном море. К примеру, «Ингосстрах» вместе с перестраховкой от Российской национальной перестраховочной компании (РНПК) — «дочки» Банка России — могут обеспечить морскую страховку, но конкретно страхование от P&I-клуба получить невозможно. Пока непонятно, будут ли турки требовать страховку именно от P&I Club или достаточно будет соблюсти условия такой страховки.

Ранее ЕС оценивал потенциальное сокращение российского нефтяного морского экспорта в результате условного эмбарго в 1,1 млн баррелей в сутки. Получается, тупик? Поскольку Москва ранее четко дала понять, что не будет продавать нефть тем, кто подпишется под условиями потолка цен. Хотя теоретически можно допустить, что с дружественными странами по факту и с учетом скидок такая торговля будет все же возможна.

Некоторые факты указывают на то, что все может быть не совсем безнадежно. Во-первых, с 5 декабря условное эмбарго еще не будет распространяться на нефть, загруженную до 5 декабря, полностью оно вступит в силу 19 января. Во-вторых, возможно, все-таки будут задействованы варианты страхования танкеров не у европейцев. Например, «Совкомфлот» еще летом утверждал, что завершил страхование своих судов у российских страховщиков, что такое страховое покрытие соответствует международным правилам и что у его судов нет никаких ограничений для заходов в порты других стран. Теперь надо посмотреть, совпадет ли такое мнение с мнением турецких властей.

Известно также, что сертификаты безопасности, подтверждающие в том числе право на получение страховок, 80 нефтеналивным танкерам, находящимся под управлением «дочки» «Совкомфлота» в Дубае, предоставил Индийский регистр судоходства. В Индии был также создан специально для страхования российских нефтеперевозок страховой пул объемом 60 млн долларов под эгидой Индийской национальной перестраховочной компании GIC Re. Хотя, опять же, пока непонятно, хватит ли имеющегося потенциала альтернативных страховщиков для покрытия колоссальных убытков в случае, скажем, разлива нефти. Также можно допустить, что иностранные контрагенты могут поставить под сомнение возможность российских страховщиков покрывать убытки вопреки воле российских властей, если, скажем, речь пойдет о недружественных компаниях и государствах.

Есть еще и в-третьих. В последние два месяца произошел резкий — на 85% — взлет экспорта продуктов нефтепереработки из Турции в ЕС и США. Происходит это за счет роста объемов переработки именно российской нефти турецкими НПЗ. Вряд ли турки захотят полностью перекрыть этот поток.

В октябре общий прирост экспорта российской нефти составил 165 тысяч баррелей в сутки, до 7,7 млн баррелей. Притом что поставки в ЕС, КНР и Индию остались за месяц неизменными, по данным Международного энергетического агентства. Получается, что большие объемы были перераспределены по новым направлениям. С учетом того, что экспорт в ЕС упал еще раньше до примерно 1,5 млн баррелей в сутки, после декабря надо будет перенаправить на другие направления еще чуть более 1,1 млн баррелей в сутки, если следовать принципу отказа соблюдать ценовой потолок. Если такие партнеры, как Индия, Китай и Турция, не переварят дополнительно такой объем, что стало бы для этих трех стран двукратным увеличением по сравнению с нынешним, то пристроить их куда-то еще будет непросто. Разве что будут задействованы какие-то «серые» схемы с теневым танкерным флотом и перегрузкой в открытом море.

В конце прошлой недели Владимир Путин провел телефонный разговор с турецким лидером Реджепом Тайипом Эрдоганом. В пресс-релизах тема новых условий прохождения через Босфор не упоминалась. Однако нельзя исключать, что она все же поднималась, и в результате какое-то решение для многомиллиардного бизнеса, в котором задействована и Турция, будет найдено. Особенно учитывая перспективу создания там же газораспределительного хаба. Ну а пока за последнюю неделю нефтяные цены упали на 10%. То ли потому, что опасения замедления экономики Китая для трейдеров перевешивают угрозы нарушения поставок из России, то ли потому, что трейдеры знают нечто об этих поставках такое, чего пока не знают другие.

Рекомендуем:

Фотоистории

Рекомендуем:

Фотоистории
BFM.ru на вашем мобильном
Посмотреть инструкцию