Большой театр вернул в программу балет «Герой нашего времени», но без имени автора либретто на афише
Лента новостей
Либретто к спектаклю написал Кирилл Серебренников. Как можно трактовать такое возвращение спектакля в репертуар?
Обновлено в 20:16
Большой театр вернул в программу балет, либретто к которому написал Кирилл Серебренников. Правда, в афише имя автора не указано. Балет «Герой нашего времени» поставлен еще в 2015 году на новой сцене театра хореографом Юрием Посоховым на музыку Ильи Демуцкого и либретто Кирилла Серебренникова. Спектакли заявлены в афише на 5, 6 и 7 мая, обратило внимание издание «Афиша».
В чатах поклонники Большого пишут, что билеты на балет были в продаже. Сейчас на сайте напротив этого спектакля плашка «Скоро в продаже». В Большом театре от комментариев отказались. Как можно трактовать такое возвращение спектакля в репертуар? Комментирует балетный критик Лейла Гучмазова:
— Это произведение из школьной программы. Учитывая то, что родина взяла курс на возвращение к истокам, на перетряхивание того, что у нас ценное, важное собственное. «Герой нашего времени» убивает двух зайцев: во-первых, это русская литература — первоисточник Лермонтов, и второе — это эксклюзив Большого театра. Театр заказывал музыку, либретто, постановку и все остальное. Я могу сказать, что это очень достойный спектакль, в нем придумано много интересного. Бывает с любой вещью, с академической классикой, что она выпадает из репертуара и некоторое время не танцуется, не по специальному умыслу, а просто потому, что она не становится в сетку. На самом деле балет Большого театра на настоящий момент очень много работает.
— Почему возврат был именно в такой форме, когда фамилия была убрана?
— Мне кажется, этот вопрос надо адресовать к тому, кто у нас формирует идеологию. Более того, я вам скажу, у нас впереди в Мариинском театре спектакль «Дочь фараона» в реставрации Алексея Ратманского 24 марта, уже на носу. По слухам, там тоже не будет указано авторство в афише. Эпохально было бы, если бы вернулся «Нуреев» в афишу. Опять же, учитывать то, с каким скандалом все это отодвигалось, снималось и потом появлялось снова. А тут, мне кажется, вообще никакого скандала нет. Единственная история, которая стоит того, чтобы о ней поговорили, — это стыдливое умалчивание авторства в афише. И опять же, это вопрос не к театру, не к автору и не ко мне — критику, это вопрос к тому, кто дает сверху такие установки.
Вот что рассказывает москвичка Екатерина:
«О продаже билетов знала заранее, когда Большой театр вывесил у себя на сайте афишу и график продаж на май. Купила билет в день открытия продаж, 4 марта, на сайте театра. Сегодня днем балет сняли с продаж, на сайте купить билеты нет возможности, в кассах — не знаю, вероятно тоже. На сайте театра об этом факте ничего не написано, информация пока отсутствует. В интернете этот факт обсуждается в среде театралов, ждем развития событий и официальных комментариев представителей театра. Надеюсь, что мы — зрители — все же увидим этот балет в мае и нам не придется довольствоваться заменой. Все же я покупала билет именно на эту постановку, рассчитывая составить свое собственное мнение о ней».
В 2016 году «Герой нашего времени» получил три «Золотые маски» — за лучший балет, работу художника по свету в музыкальном театре и работу композитора. Отдельно об исчезновении этой постановки из репертуара Большого театра не сообщалось. Зато в начале мая 2022 года было сообщение, что из афиши Большого пропал балет «Нуреев» в постановке Кирилла Серебренникова.