«Ъ»: музыкальный стриминг в России к концу года вырастет до 20%
Лента новостей
В 2022 году этот же рынок обвалился на 30-50% из-за ухода крупнейших зарубежных стриминговых сервисов и прекращений действия лицензий. Однако музыка из стримингов и эфиров никуда не исчезла. Почему?
Рынок музыкального стриминга в России к концу года может вырасти на 15-20% — пишет «Коммерсантъ» со ссылкой на данные агентства InterMedia. По оценкам этого же агентства, за прошлый год этот рынок провалился на 30-50%. Все из-за ухода крупных зарубежных стриминговых сервисов, и из-за прекращения действия лицензий на те или иные музыкальные произведения от иностранных лейблов. В этой связи встал вопрос: а что будет с эфиром музыкальных радиостанций? Игроки рынка уверяют, что все будет хорошо. Но какой ценой?
За минувший год из России ушли Universal Music Group, Sony Music и Warner Music Group — крупнейшие глобальные игроки. После этого у российских стриминговых сервисов начались проблемы с лицензиями. И из приложений типа «ЯндексМузыка», «ВК Music» и так далее одна за другой стали исчезать песни или целые альбомы тех или иных артистов. Казалось бы — чего проще — скачал песню в интернете и вернул обратно в библиотеку. Но площадки не рискуют. Их действия можно сравнить с позицией, которую заняли российские кинопрокатчики. Представители власти открыто предлагают им пользоваться принудительными лицензиями — то есть брать кино без спросу и показывать.
Но крупные сети на это не пошли (хотя небольшие кинотеатры от, считай, подпольного показа «Аватара» все-таки не удержались). Легальный же бизнес опасается, что, если сейчас он начнет заниматься по сути пиратством, то после того, как отношения с западными правообладателями восстановятся, зарубежные партнеры больше не дадут им ничего. Но это кино и музыка в стриминге. На радио все устроено иначе, поэтому музыка из FM-диапазона не исчезнет. Ни старые хиты, ни новинки, уверяет программный директор радиостанции DFM Михаил Кортиков:
Михаил Кортиков программный директор радиостанции DFM «Кинотеатры работают немного по-другому: им для того, чтобы начать показывать фильм, необходимо подписать договор с правообладателем. В нашем случае есть РАО (Российское авторское общество. — BFM) и ВОИС (Всероссийская организация интеллектуальной собственности. — BFM), через которых происходит очистка этих прав. Мы выплачиваем им определенный процент от наших доходов, они перераспределяют эти деньги правообладателям, авторам. С учетом того, что в этом смысле мы не завязаны на источнике получения музыкального материала, мы можем получить это у лейблов, найдя где-то в интернете, напрямую от самого автора, и неважно, откуда ты достаешь музыкальную композицию. Из последних примеров: у David Guetta, большого, известного французского электронного музыканта, сегодня выходит трек, его мы получили вчера благодаря нашим хорошим взаимоотношениям с менеджментом лейбла David Guetta».
Примерно о том же говорит и ведущий радио Maximum Костя Михайлов, но в более рок-н-ролльной манере (в соответствии с жанром):
Костя Михайлов ведущий радио Maximum «Раньше нам лейблы сами давали новую музыку, и вообще мы за ту музыку, которую крутим в эфире, платим Universal, Warner Music, Sony Music. А потом эти лейблы взяли и от нас свалили. И мы такие: «А что делать-то дальше? Что, всю музыку из эфира убирать». Ан нет. Мы продолжаем ее крутить, только теперь уже мы не дожидаемся, пока лейблы нам будут присылать новинки, мы их качаем сами. То есть, по сути дела мы пиратим. Мы до конца пытались оставаться хорошими, но раз к нам повернулись задом, то и наша избушечка тоже, так сказать, не фасадом смотрит на эти рекорд-лейблы. Поэтому мы продолжаем крутить то, что крутили, то есть теперь ни у кого уже не спрашиваем разрешение».
Когда-то у нас был только драм энд бэйс фестиваль «Пиратская станция» от питерского «Радио Рекорд», теперь же, видимо, будет пиратское радио. Все радио. «Тортуга FM» в масштабах страны. Хорошо, что на Business FM нет музыки. Все легально, все по делу.