16+
Четверг, 28 марта 2024
  • BRENT $ 85.79 / ₽ 7943
  • RTS1127.62
26 апреля 2023, 22:24 Авто

Владельцам электромобилей придется доплатить за утилизационный сбор

Лента новостей

Владельцы электромобилей, которые сами ввезли их в Россию из-за границы, начали получать «письма счастья» от таможенной службы с требованием доплатить утилизационный сбор. Иногда доплатить нужно примерно треть от стоимости авто. Причем требования приходят по машинам, ввезенным в том числе несколько лет назад. И все из-за разъяснений, которые таможне дал Минпромторг

Фото: Zuma\TASS

Коротко о сути проблемы. При ввозе в Россию автомобиля из-за границы утилизационный сбор рассчитывается по формуле: база, умноженная на коэффициент. Базовая ставка на одну машину — 20 тысяч рублей. А коэффициенты зависят от типа транспортного средства и его возраста. Для машин с ДВС и гибридных авто в зависимости от объема двигателя и возраста машины утильсбор составляет от 48 тысяч до 700 с лишним тысяч рублей. Для электрокаров сбор за новую машину зафиксирован на уровне 32,6 тысячи рублей. За «электричку» старше трех лет — 122 тысячи рублей. Но это для юрлиц.

Если же человек ввозит машину для личного пользования, за ее будущую утилизацию вне зависимости от объема двигателя он должен заплатить 3,4 тысячи рублей за новую машину и 5,2 тысячи рублей за автомобиль старше трех лет. И раньше эти же тарифы (если речь шла о физлицах) применялись и к электрокарам. Годами. Но потом таможня вдруг спросила у Минпромторга: «А правильно ли мы считаем?» И там ответили: «Неправильно». В постановлении правительства сказано, что понижающие коэффициенты применяются, когда гражданин ввозит в страну для личного пользования машину с двигателем какого-нибудь объема (кстати, не важно какого). А у электрокаров никакого объема нет. Значит, к льготной категории электромобили не относятся. Значит, за новую «электричку» — 32 тысячи рублей, за старую — 122 тысячи рублей. И людям полетели «письма счастья».

Одно пришло жителю Нижнего Новгорода Александру Минину:

«В 2020 году, воспользовавшись таким коридором через Белоруссию, без НДС привез Kia Niro 2019 года. Машина немножко битая была, и я ее восстанавливал. И в начале 2022 года, в феврале, я заплатил утильсбор в размере 3,4 тысячи рублей. «Письмо счастья» пришло мне в начале апреля. Оно датировано 30 марта, мне его отправила нижегородская таможня. А получил я его заказным письмом где-то 5 апреля. Письмо пришло, чтобы я заплатил порядка 30 тысяч рулбей. Но это мне еще повезло — у меня автомобиль до трех лет».

А те, кто покупал в Японии бюджетные Nissan Leaf старше трех лет, тысяч за 300, теперь должны доплатить еще по 122 тысячи рублей. Плюс пени за просрочку.

А вот еще один собеседник Business FM переживает сильнее. Ему пока писем не приходило, но если придут…

— Я за последние три года машин пять точно поменял. Интересно было покататься на одной, на второй, на третьей.

— И это все были электрокары?

— Да, то есть я потенциально могу получить пять писем с требованием доплатить больше 100 тысяч рублей на каждую машину. Получается, я могу встрять на 500 тысяч рублей, почти на 600 тысяч.

С одной стороны, что-то подсказывает, что человек, за три года пригнавший в страну пять электрокаров, возможно, привозил их не только для себя. Если это так, то пункт о льготах на него распространяться и не должен. Также совершенно логичным кажется, что сбор за утилизацию «электрички» должен быть выше утильсбора за бензиновую или дизельную машину. Батарею утилизировать дороже. Но эта логика совершенно не бьется с тем фактом, что под льготный тариф продолжают попадать гибриды. Там нужно утилизировать и батарею, и двигатель, но взнос с физического лица — 3,4 тысячи рублей за новую и 5,2 тысячи рублей за ту, что старше трех лет. Это же совсем не сочетается с заявлениями того же правительства о том, что за электрокарами будущее.

Логики местами в этом действительно нет, но по закону таможенники на 100% правы, указывает автоюрист Сергей Радько:

Сергей Радько автоюрист «В постановлении правительства, которое определяет порядок и размеры этого утилизационного сбора, прямо сказано, что этот сбор рассчитывается плательщиком. Получается, что владельцы электрокаров при расчете этого сбора просто посмотрели не в ту строку этого положения и неправильно рассчитали сбор. Да, таможня тоже это пропустила, но, с другой стороны, это нисколько не отменяет того факта, что сбор плательщиком был рассчитан неправильно. Поскольку в этом постановлении машины с электродвигателем отдельно оговорены, то и размер сбора надо рассчитывать не как на бензиновый и дизельный, а как на электрокары, то есть повышенный».

Юрист прогнозирует, что суды будут однозначно вставать на сторону таможни и требовать доплат со стороны тех, кто ввозил электрокары. Причем именно с тех, кто машины растаможивал, даже если сейчас на этих электромобилях ездят новые владельцы. На вопрос Business FM о том, не стоит ли изменить формулировки для снятия описанных выше противоречий, в Минпромторге на момент публикации материала не ответили.

Рекомендуем:

Фотоистории

Рекомендуем:

Фотоистории
BFM.ru на вашем мобильном
Посмотреть инструкцию