16+
Четверг, 24 августа 2017
  • BRENT $ 52.53 / ₽ 3103
  • RTS1044.96
27 апреля 2010, 17:51 АвтоПраво

Дорога через Химкинский лес выведет в Страсбург

Лента новостей

Верховный суд отклонил жалобу защитников Химкинского леса, которые хотят остановить строительство трассы. Истцы готовят документы в Европейский суд, но и он вряд ли им поможет

Вид на Химкинский лес. Фото: ecmo.ru
Вид на Химкинский лес. Фото: ecmo.ru

Сегодня Верховный суд отклонил кассационную жалобу защитников Химкинского леса, по территории которого пройдет участок платной автодороги «Москва — Санкт-Петербург». Истцы сообщили BFM.ru, что готовят документы в Европейский суд. Юристы думают, что строительству дороги Страсбург не сможет помешать.

Кассационная коллегия Верховного суда отклонила жалобу инициативной группы граждан, которые выступают против строительства трассы «Москва-Санкт-Петербург» в Химкинском лесу. Как рассказала после заседания суда BFM.ru лидер «Движения в защиту Химкинского леса» Евгения Чирикова, ее единомышленники пытались оспорить распоряжение правительства о переводе почти 145 гектаров Химкинского леса в земли промышленности (ранее они относились к лесному фонду). Это распоряжение фактически открывало возможность для строительства на этом участке участка трассы «Москва-Санкт-Петербург» между 15 и 58 км. Документ в ноябре 2009 года подписал Владимир Путин.

Правозащитники опротестовали в суде законность решения правительства в декабре 2009 года. 1 марта 2010 года, как сообщал BFM.ru, Верховный суд признал перевод законным.

Уникальность проекта строительства платной автодороги «Москва — Санкт-Петербург» — в том, что он будет реализован с привлечением иностранной компании. Строительством займется Северо-Западная концессионная компания (СЗКК), которая представляет французскую компанию Vinci. Конкурс на право получения концессии французы выиграли в 2008 году, обойдя ближайшего соперника — УК «Лидер» — и получив участок на 30 лет. Предложение Vinci было выбрано несмотря на то, что компания запросила на 4 млрд рублей больше госсредств, чем «Лидер» — 23 млрд рублей. Но стоимость проезда на участке платной автодороги у французского концессионера составляла 3,6 рублей за километр, у «Лидера» — 4,5 рублей, сообщал «Коммерсантъ».

Рассматривалось пять вариантов строительства трассы. Все они проходили через Химкинский лес. Председатель правления компании «Автодор» Сергей Костин заявил, что выбран оптимальный вариант.

Защитники Химкинского леса не согласились с определениями российских судов. «Закон на нашей стороне», — утверждает Евгения Чирикова. Она говорит, что есть альтернативные варианты прокладки трассы — два официальных и три неофициальных. Все они указаны в материалах дела. «Если бы был выбран один из них, то лес бы практически не пострадал», — сказала лидер движения.

Но оказывается, правозащитники и не рассчитывали победить в российских судах. «Мы хотели быстрее пройти все судебные инстанции в России, потому что понимали, что нам не на что надеяться в нашей стране, — сожалеет Чирикова. — Наши суды посещать дешевле, чем цирк. Но так же смешно».

Теперь защитники продолжат борьбу в Европейском суде по правам человека, сообщила лидер движения. Уже идут соответствующие консультации и готовятся документы.

Эксперты говорят, что иски в Страсбурге вряд ли помешают строительству трассы. Глава юридической компании «Райкин и партнеры» Вадим Райкин в интервью BFM.ru заявил, что перспективы экологов весьма сомнительны. «Чтобы выиграть это дело, нужно доказать нарушение прав и свобод, которые прописаны в европейской конвенции», — объясняет юрист. Дело, которое рассматривалось в Верховном суде, касалось другого: процедуры перевода земель из одной категории в другую.

Кроме того, как указывает эксперт, дела в европейском суде рассматриваются долго, и к этому времени трасса уже будет построена.

Судя по скорости реализации проекта и вложениям в него, стройка вряд ли превратится долгострой. Строительство начнется уже в этом году. Вчера Сбербанк и ВЭБ подписали кредитное соглашение с СЗКК, в рамках которого госбанки выделят компании синдицированный кредит в размере 29,2 млрд рублей на 20 лет. Всего проект строительства всей трассы обойдется примерно в 60 млрд рублей, из которых 23 млрд выделяется из Инвестиционного Фонда РФ. Спорный участок трассы хотят запустить уже в 2013 году.

Остановить стройку Европейский суд не сможет, даже если будет достаточно оперативен. «У Страсбургского суда нет полномочий применять обеспечительные меры, — говорит Райкин. — Они могут признать только сам факт нарушений, устранение нарушений — это полномочия российской судебной системы». Таким образом, заключает эксперт, защитникам вновь придется обращаться в суды в нашей стране.

По итогам 2009 года Россия заняла первое место по количеству новых жалоб в Страсбургский суд. Каждая третья жалоба в Европейский суд по правам человека была из России, передает РИА «Новости».

В Страсбургском суде уже есть иск от российских экологов, касающийся участка, по которому пройдет скоростная трасса. Документы были поданы летом 2009 года. Претензии касаются, в том числе, экологической экспертизы участка. Решения суда пока нет.

Рекомендуем:

  • Фотоистории