Дорога через Химкинский лес выведет в Страсбург
Лента новостей
Верховный суд отклонил жалобу защитников Химкинского леса, которые хотят остановить строительство трассы. Истцы готовят документы в Европейский суд, но и он вряд ли им поможет
Сегодня Верховный суд отклонил кассационную жалобу защитников Химкинского леса, по территории которого пройдет участок платной автодороги «Москва — Санкт-Петербург». Истцы сообщили BFM.ru, что готовят документы в Европейский суд. Юристы думают, что строительству дороги Страсбург не сможет помешать.
Кассационная коллегия Верховного суда отклонила жалобу инициативной группы граждан, которые выступают против строительства трассы «Москва-Санкт-Петербург» в Химкинском лесу. Как рассказала после заседания суда BFM.ru лидер «Движения в защиту Химкинского леса» Евгения Чирикова, ее единомышленники пытались оспорить распоряжение правительства о переводе почти 145 гектаров Химкинского леса в земли промышленности (ранее они относились к лесному фонду). Это распоряжение фактически открывало возможность для строительства на этом участке участка трассы «Москва-Санкт-Петербург» между 15 и 58 км. Документ в ноябре 2009 года подписал Владимир Путин.
Правозащитники опротестовали в суде законность решения правительства в декабре 2009 года. 1 марта 2010 года, как сообщал BFM.ru, Верховный суд признал перевод законным.
Рассматривалось пять вариантов строительства трассы. Все они проходили через Химкинский лес. Председатель правления компании «Автодор» Сергей Костин заявил, что выбран оптимальный вариант.
Защитники Химкинского леса не согласились с определениями российских судов. «Закон на нашей стороне», — утверждает Евгения Чирикова. Она говорит, что есть альтернативные варианты прокладки трассы — два официальных и три неофициальных. Все они указаны в материалах дела. «Если бы был выбран один из них, то лес бы практически не пострадал», — сказала лидер движения.
Но оказывается, правозащитники и не рассчитывали победить в российских судах. «Мы хотели быстрее пройти все судебные инстанции в России, потому что понимали, что нам не на что надеяться в нашей стране, — сожалеет Чирикова. — Наши суды посещать дешевле, чем цирк. Но так же смешно».
Теперь защитники продолжат борьбу в Европейском суде по правам человека, сообщила лидер движения. Уже идут соответствующие консультации и готовятся документы.
Эксперты говорят, что иски в Страсбурге вряд ли помешают строительству трассы. Глава юридической компании «Райкин и партнеры» Вадим Райкин в интервью BFM.ru заявил, что перспективы экологов весьма сомнительны. «Чтобы выиграть это дело, нужно доказать нарушение прав и свобод, которые прописаны в европейской конвенции», — объясняет юрист. Дело, которое рассматривалось в Верховном суде, касалось другого: процедуры перевода земель из одной категории в другую.
Кроме того, как указывает эксперт, дела в европейском суде рассматриваются долго, и к этому времени трасса уже будет построена.
Судя по скорости реализации проекта и вложениям в него, стройка вряд ли превратится долгострой. Строительство начнется уже в этом году. Вчера Сбербанк и ВЭБ подписали кредитное соглашение с СЗКК, в рамках которого госбанки выделят компании синдицированный кредит в размере 29,2 млрд рублей на 20 лет. Всего проект строительства всей трассы обойдется примерно в 60 млрд рублей, из которых 23 млрд выделяется из Инвестиционного Фонда РФ. Спорный участок трассы хотят запустить уже в 2013 году.
Остановить стройку Европейский суд не сможет, даже если будет достаточно оперативен. «У Страсбургского суда нет полномочий применять обеспечительные меры, — говорит Райкин. — Они могут признать только сам факт нарушений, устранение нарушений — это полномочия российской судебной системы». Таким образом, заключает эксперт, защитникам вновь придется обращаться в суды в нашей стране.
В Страсбургском суде уже есть иск от российских экологов, касающийся участка, по которому пройдет скоростная трасса. Документы были поданы летом 2009 года. Претензии касаются, в том числе, экологической экспертизы участка. Решения суда пока нет.