16+
Вторник, 14 мая 2024
  • BRENT $ 83.40 / ₽ 7642
  • RTS1191.86
7 июля 2023, 22:13 Компании

WSJ: SpaceX стала монополистом коммерческих запусков ракет

Лента новостей

В 2022 году SpaceX запустила 61 ракету, из них 27 — для сторонних клиентов, что делает компанию абсолютным мировым лидером по этому показателю, утверждает издание. Насколько прочна монополия компании Маска и какова ситуация в России в области коммерческих космических полетов?

Фото: Zuma/ТАСС

SpaceX стала «де-факто монополистом» по коммерческим запускам ракет. По крайней мере, так пишут западные СМИ, ссылаясь на статистику отрасли.

«Фактическим монополистом» коммерческого космоса Илона Маска короновала The Wall Street Journal. Издание указывает, что в прошлом году SpaceX запустила 61 ракету, из них 27 — для сторонних клиентов, что делает компанию абсолютным мировым лидером по этому показателю. Ближайший конкурент далеко позади — американская же Rocket Lab за тот же период произвела только девять запусков. Главное преимущество SpaceX — многоразовые ракеты летают быстрее и стоят дешевле традиционных носителей. Но об окончательной победе Маска говорить рано, продолжает ведущий научный сотрудник Института космических исследований РАН Натан Эйсмонт:

Натан Эйсмонт ведущий научный сотрудник Института космических исследований РАН «По цене запуска, да, они дешевле могут запустить. Но оценки все-таки не совсем объективны, потому что SpaceX долгое время использовала, на самом деле, поддержку от того же государства, для того чтобы развернуться. И поэтому те цены, которые заявлены, на самом деле несколько ниже реальных, но в конкурентной борьбе это происходит — это называется демпинг. И опять-таки за демпингом следит то же американское государство. Такой случай уже был, когда, скажем, в американском проекте «Артемида», где хотел Маск тоже принять участие, Маска не взяли в состав тех самых первых запусков в проекте. Я напомню, что это полет на Луну: в 2025 году уже посадка предполагается, и там было решение даже суда, которое не дало Маску занимать там монопольные позиции».

По подсчетам собеседников WSJ, в прошлом году SpaceX осуществила две трети всех запусков в космос с американских стартовых площадок, а с начала этого года — почти 90% запусков. Дополнительной удачей для Маска стали санкции, введенные в отношении России. Из-за ограничений многие зарубежные заказчики потеряли возможность работать с российскими ракетами «Союз» и обращались к лидеру западного рынка. Остаются ли у SpaceX вообще конкуренты? И есть ли шанс, что после окончания конфликта Россия начнет восстанавливать позиции на космическом рынке? Комментирует гендиректор российской частной космической компании Success Rockets Олег Мансуров:

Олег Мансуров гендиректор российской частной космической компании Success Rockets «Есть конкуренция и со стороны китайских ракетно-космических компаний, также есть компания Rocket Lab, которая также является американской, кроме этого, индийские компании тоже оказывают услуги в этом направлении. К сожалению, пока Россия в этом плане отстает из-за санкций, но в случае появления частного сильного игрока Россия тоже может претендовать на часть этого глобального пирога пусковых услуг — все зависит от стоимости и количества пусков. Если ничего не изменится, не появится новых носителей, то шансы минимальны. Еесли появятся новые игроки в лице частных компаний и в лице частных ракетоносителей, новых решений в том числе, с возвращаемыми ступенями, то тогда шансы велики».

А пока Маск продолжает коммерческое покорение космоса. В 2022 году SpaceX анонсировала, что в 2023-м намерена запустить до 100 ракет-носителей, что должно почти вдвое превысить результат 2022-го. На фоне высокого спроса компания поднимает цены на свои услуги: если до кризиса вывод на орбиту килограмма полезной нагрузки обходился заказчику в 5 тысяч долларов, то теперь уже в 6,5 тысячи.

Рекомендуем:

Фотоистории

Рекомендуем:

Фотоистории
BFM.ru на вашем мобильном
Посмотреть инструкцию