«Ъ»: «Газпром нефть» заставит покупателей на бирже раскрывать всю цепочку владения ее топливом
Лента новостей
Компания отметила, что если ей откажутся предоставлять запрашиваемую информацию, за этим может последовать приостановка поставок. Такое решение приняли на фоне того, что в России обсуждается проблема серого экспорта бензина
«Газпром нефть» потребовала от своих покупателей топлива на бирже раскрывать всех участников цепочки владения вплоть до потребителей, пишет газета «Коммерсантъ». Решение приняли на фоне обсуждения проблемы серого экспорта бензина. Корпорация ссылается на рекомендации биржевого комитета ФАС, правила торгов и сообщение Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой биржи. Она недавно напомнила участникам торгов, что продаваемый на ней товар предназначен только для внутреннего рынка.
В «Газпром нефти» также добавили, что в случае отказа предоставить информацию, или если она не поступит в полном объеме, возможна приостановка поставок, а биржу уведомят для оперативного рассмотрения вопроса о прекращении допуска к торгам. Зачем вводят подобные схемы, будут ли их соблюдать и какой на самом деле процент серого экспорта топлива? Комментирует ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности и Финансового университета Станислав Митрахович:
Станислав Митрахович ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности и Финансового университета «Мне кажется, российские власти пытаются сдвинуть фокус внимания с ситуации с бензином не на проблему повышения налогов и наличие у нефтяных компаний легальной экспортной альтернативы, а на то, что вся история связана либо с сезонным спросом, или с ремонтами, или с тем, что часть нефтепродуктов продается по серым схемам. Если мы внимательно посмотрим, там фигурируют небольшие объемы. У нас и через биржу продается не так много, а серая схема, по данным, которые приводила российская деловая пресса, — это меньше 10% от всего, что там продается. Это не те объемы, которые кардинально могут повлиять. Все пытаются оправдаться и сказать, что они здесь ни при чем. В том числе и вертикально-интегрированные нефтяные компании, которых напугали истории о том, что могут вводить меры, связанные с ограничением экспорта. Поэтому компании начинают говорить: «Мы здесь точно ни при чем, не участвуем в сделках, которые могут приводить к серому экспорту, мы затребуем данные по всей цепочке и точно будем знать, что наши нефтепродукты не используют для серого экспорта. Если нам эту информацию не захотят предоставить, тогда мы вообще прекратим поставлять нефтепродукты». Для вертикально-интегрированной компании это замечательно, значит, можно будет поставлять на экспорт больше нефтепродуктов, экспортные альтернативы сейчас, очевидно, лучше. Я думаю, если юридические службы договорятся между собой, то можно получить документы на эту тему, и «Газпром нефть», как и другие компании, сможет оправдываться. Если же данные не получат, они скажут: «Вы видите, мы бы с удовольствием работали с российским внутренним рынком более активно, но здесь сплошное безобразие». Все используют в публичном дискурсе данные, которые есть в публикациях «Коммерсанта», который, в свою очередь, ссылается на источники на рынке. Наши власти, например, не заявляли, сколько они видят серого экспорта. Потому что если бы они заявили, что они это знают, наверное, возник бы вопрос, почему они тогда не прекращали его раньше. Предполагаю, что не такой он и большой, и сводить все фундаментальные проблемы только к проблеме того, что у нас что-то экспортируется вне обычного контроля, — это несерьезно».
Для борьбы с серым экспортом Минэнерго России начал обсуждать с правительством вопрос об ограничении числа экспортеров, так как именно в сером экспорте видят причину роста оптовых цен, сообщил на этой неделе «Коммерсантъ». Вице-премьер Александр Новак поддержал предложение Минэнерго, а также поручил ведомству совместно с ФАС продолжить работу с нефтекомпаниями по увеличению объемов продаж бензина на внутреннем рынке.